Один из мифов украинского кумовского капитализма — у хозяина не украдешь. В этом якобы главное отличие частной собственности от государственной. История того, как обманывали Ахметова на поставках угля из России — как до, так и после создания “Метинвеста” — разбивает этот тезис на мелкие осколки, пишет Укррудпром.
Казалось бы, в Украине нет страшнее фигуры для вороватого управленца чем Ринат. Если что не так — сразу в посадке на берегу Донецкого моря закопают. Реальность сложнее. Где, например, теперь то Донецкое море. Там теперь лежит Захарченко с братанами.
Еще во времена, когда не было никакого СКМ, но уже был “АРС”, “Уважаемому” постоянно казалось, что на поставках угля из России нагреваются его младшие партнеры.
С появлением в 2006 году “Метинвеста” роль “цапа-видбувайло” досталась директору дивизиона угля и кокса Владимиру Гусаку. Никто не смог доказать, что он “прикуривал” от закупок в объеме от 5 до 8 млн тонн коксующегося угля и пылеугольного топлива. Тем не менее, в 2014 году его отправили в почетную отставку в Раду под предлогом “это ж все неспроста”. Одновременно, прошли репрессии службы безопасности СКМ, которые, в первую очередь, затронули гендиректоров коксохимов и коммерческих директоров меткомбинатов холдинга. Это именно та группа лиц, которая могла теоретически участвовать в схемах с российским угольком.
С этого момента топ-менеджеры “Метинвеста”, причастные к таким поставкам, буквально пустились во все тяжкие. Ведь головной офис компании не только был вынужден спешно покинуть оккупированный Донбасс, но и в итоге потерял главный источник коксующегося угля в Украине — “Краснодонуголь”. Но что самое главное — ответственность за поставки российского угля была возложена на Ольгу Овчинникову, которая до этого возглавляла управление логистики сырья в недрах российского конкурента “Метинвеста” — “Северстали”.
Отныне российский менеджер отвечал за закупки российского же “черного золота”. В буквальном смысле этого слова. По оценкам специалистов, коррупционная составляющая здесь в разные периоды времени колеблется от 5 до 25 долларов на тонне. С учетом объемов поставок “тема” приносит всем “заинтересованным лицам” примерно от 40 млн до 100 млн долларов в год.
Почему такие сумасшедшие деньги делаются именно на российском угле? Безусловно, не только из-за засилья российских менеджеров в крупнейшей украинской частной компании (как намедни пожаловался один из экспертов, “заходишь к ним и такое впечатление, что попал в офис московской компании”). Просто коксующийся уголь — один из немногочисленных ресурсов, который “Метинвест” вынужден закупать не просто на стороне, а за рубежом. Цены он здесь не контролирует, что и создает “возможности” для желающих.
Последние полтора года Овчинникова официально отстранена от закупок российского угля. Формально этим сейчас ведает директор по закупкам “Метинвеста” Алексей Громаков, которого “схантили” из российского “Аэрофлота”. Однако, в силу природной беззаботности характера последнего вкупе с тягой к “зеленому змию” (один из коллег уверяет, что Леша “не отличит уголь от бортового питания”), Ольга по-прежнему контролирует потоки российского “черного золота” в “Метинвесте” через своего экс-подчиненного, начальника департамента закупок сырья Юрия Григоряна (кстати, тоже гражданина РФ). Впрочем, контролирует уже не так эффективно как раньше.
Начиная с июля этого года, редакцию Укррудпрома бомбардируют предложениями рассказать о махинациях нардепа ОПЗЖ Федора Христенко и его партнеров в окружении генерального директора “Метинвеста” Юрия Рыженкова (речь о Евгении Ромащине и Михаиле Потапове, с которыми глава горно-металлургического холдинга Ахметова подружился на прежнем месте работы — в ДТЭКе). Христенко — один из десятка дилеров, через которых российский уголь сегодня попадает на предприятии “Метинвеста”.
Примерно в августе в различного рода “сливных бачках” начали появляться материалы-“расследования”, посвященные скандальному нардепу. Вот пример одной из таких публикаций. Все эти статьи снабжены фирменной инфографикой, характерной для презентационных материалов службы безопасности СКМ.
C высокой долей вероятности можно предположить, что именно “безопасники” СКМ стали источником слива информации о внутренних проблемах холдинга Ахметова в СМИ. Слишком жирный кусок коррупционных доходов распределяется сегодня без участия “орлов” генерала Купянского, которые еще с 2014 года крышуют схемы Овчинниковой. Выдержать подобную несправедливость — они не в силах. Вот и нарушили омерту горно-металлургического холдинга Рината Ахметова.