Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?

Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?
Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?
В среднем на заработные платы врача больница тратит 11 000 гривен, директора - почти 27 000 гривен, медицинской сестры - 9000 гривен. В то же время, в НСЗУ не прекращают поступать жалобы от пациентов на вымогательство средств и оплату лекарств в стационарах. Причин у этого позорного явления может быть несколько.

Ежемесячно более трех тысяч медицинских учреждений Украины получают на свои банковские счета оплату от Национальной службы здоровья. Это те деньги, которые НСЗУ платит за бесплатное медицинское обслуживание пациентов.

Начиная со второго квартала 2020 года, все коммунальные семейные амбулатории, поликлиники, больницы подавали в НСЗУ отчеты о доходах и расходах. Это условие договора между учреждением здравоохранения и НСЗУ. Результаты анализа отчетов за апрель 2021 года доступны на вебсайте НСЗУ. На дашборде можно увидеть, сколько средств получило то или иное заведение в отчетном периоде, сколько потратило и сколько у него осталось. Также отражаются поступления в натуральной форме - ТМЦ и капитальные инвестиции. Важно, что на дашборде отражены не только денежные поступления от НСЗУ, но и деньги из бюджетов всех уровней, благотворительная помощь, доходы от платных услуг и тому подобное.

НСЗУ открыла данные обо всех доходах медицинских учреждениях Украины. Что это даст пациентам и врачам?

Во-первых, отныне любой человек может легко проверить, действительно ли в больнице не хватает денег на лекарства и повышение зарплат медикам. Достаточно найти на дашборде медучреждение по коду или названию, и панель отобразит остаток средств на счете такой больницы. Пациент может пользоваться этими данными, если ему отказывают в бесплатном медицинском обслуживании. Врач или медсестра, которым не повышают заработную плату, может проверить, действительно ли у их работодателя нет денег. Для депутатов, которым больницы жалуются на реформу и низкие тарифы, такие новые открытые данные - бесценный источник верифицированной информации и страховка от недобросовестности руководителей медучреждений.

Во-вторых, государство, которое тратит средства налогоплательщиков на медицину, наконец имеет возможность видеть, кто, куда и когда тратит (или накапливает) финансовые ресурсы в системе. Недостаточно просто оплатить больнице по пакету медицинских услуг и думать, что государство эффективно использовало наши с вами средства.

На самом деле, деньги из программы медицинских гарантий «оживают» как раз тогда, когда попадают на банковский счет медучреждения. Ведь с тех пор они становятся собственностью учреждения и то, куда их тратить, решает его директор (хотя и согласовывает это с местными властями как своим владельцем).

С открытием данных о доходах и расходах коммунальных учреждений здравоохранения, в НСЗУ появился сверхмощный аналитический инструмент для отслеживания дальнейшего движения средств программы медицинских гарантий. Мы дадим стране ответ, сколько на самом деле денег у коммунальных медучреждений и на что они их тратят.

В-третьих, ответственные общины смогут справедливо ставить вопрос об эффективности того или иного руководителя медицинского учреждения. Почему с пациентов требуют пакеты с лекарствами в то время, когда у больницы высаживают туи и кладут плитку? Общество имеет полное право знать, как нанятый ею менеджер - руководитель больницы - распоряжается средствами, делать соответствующие выводы и инициировать перед местными властями замену такого руководителя. Главное здесь - понять, что те миллиарды, которые вращаются на счетах больниц - это никакие не «государственные» деньги. Это не деньги власти, политиков или еще кого-то. Это деньги каждого из нас. Поэтому влияние общины, ее неравнодушие - это важнейшая и очень нужно государству партнерство в отслеживании, куда все же идут деньги на нашу бесплатную медицину.

Так почему же?

Возвращаясь к заголовку. По состоянию на конец 2020 года на банковских счетах коммунальных специализированных учреждений (поликлиники, больницы) и экстренной (скорой) помощи находилось 19 млрд гривен. Это 15% бюджета программы медицинских гарантий на 2021 год. Если взять только заведения экстренной помощи, то в них сконцентрировано почти 5 млрд гривен.

При этом мы видим, что в среднем на заработные платы врача больница тратит 11 000 гривен, директора - почти 27 000 гривен, медицинской сестры - 9000 гривен. В то же время, в НСЗУ не прекращают поступать жалобы от пациентов на вымогательство средств и оплату лекарств в стационарах.

Причин у этого позорного явления может быть несколько.

Причина первая, банальная. Неумение директоров медучреждений управлять финансовыми ресурсами. Логично в отношении тех руководителей, которых больницы «унаследовали» от старой системы, когда главный врач никогда не располагал деньгами.

Причина вторая, психологическая. Десятилетиями больницы содержались за бюджетные ассигнования, которых никогда ни на что не хватало.

Новости по теме: Биткоину прогнозируют подорожание до 100 тысяч долларов уже этом году

Отсутствие компетенции по финансовому менеджменту плюс травма хронического недофинансирования равняется простому решению - складывать «под матрас», в данном случае просто хранить на счете.

Причина третья и главная, ценностная. Мы только начали разворачивать медицинскую систему лицом к пациенту и то, в основном только на бумаге. Впереди сложный и долгий путь внедрения. Для большинства людей медицина - это все еще о больнице, а не о пациенте. Это все еще о «сохранить больницу», а не сохранить здоровье людей. Откладывание миллионов на счетах, когда пациенты покупают шприцы и лекарства - лишь одно из проявлений отношения больницы к пациенту. Нужна ли нам такая больница - вопрос, на который страна даст себе честный ответ и примет соответствующее решение. В тандеме с храбрым лидером, способным взять ответственность за выполнение этого решения, Украина имеет шанс на цивилизованную медицину.

Ирина Донец, директор юридического департамента НСЗУ, экспертка по правовому регулированию здравоохранения;  опубликовано в издании  LB.UA


Распечатать
09 декабря 2025 Финансовая афера 4bill: Дмитрий Рукин и его команда украли оборотные средства через электронные схемы и скрылись за границей
22 апреля 2025 Сын Прилучного отказался принимать участие в судебном разбирательстве
22 апреля 2025 Волочкова с возмущением отреагировала на слухи об отмене роскошной свадьбы её дочери
22 апреля 2025 Сафронов впервые прокомментировал смерть Церетели
22 апреля 2025 Власти США потребовали разделения Google после признания компании монополистом
22 апреля 2025 Амбиции Гарсляна: как депутат из Пермского края прокладывает путь в Государственную Думу
22 апреля 2025 Налоговая защита на миллиард: в 34-й ИФНС продолжают игнорировать Пономарёва
22 апреля 2025 Юморист Александр Морозов удивил всех на мероприятии в Сколково
22 апреля 2025 Россия откладывает депортацию мигрантов после давления со стороны Киргизии
22 апреля 2025 Наследие государственных служащих: как сын Ирины Гехт управляет бизнесом с партнёрами из числа российских олигархов
22 апреля 2025 Google Messages будет скрывать изображения обнаженных тел на Android
22 апреля 2025 Нидерланды оказались в "серой зоне" между состоянием мира и войны из-за активности России
22 апреля 2025 В Офисе Президента подтвердили, что Зеленский посетит церемонию прощания с Папой Римским
22 апреля 2025 Травников и коммунистический интернационал: финансирование из Китая для избирательной кампании губернатора Новосибирской области
22 апреля 2025 Успенская поделилась подробностями из личной жизни своей дочери Татьяны Плаксиной
22 апреля 2025 Дорожное дело в Челябинске: каким образом допрос Жаботинского может отразиться на Текслере и Пумпянском?
22 апреля 2025 Скончался известный скульптор Зураб Церетели: что останется после «самого богатого грузина»?
22 апреля 2025 Таганская преступная группировка на скамье подсудимых: в московском суде рассматривается дело одной из старейших преступных организаций
22 апреля 2025 В Тверской области произошла крупная авария
22 апреля 2025 Схемы Рябинского и Копылкова: как бизнес в сфере продвижения превратился в финансовую сеть