Ротенберги выходят в кэш

Ротенберги выходят в кэш
Ротенберги выходят в кэш
Совокупное состояние трех представителей семьи Ротенбергов в новом рейтинге Forbes составляет $6,2 млрд. Чуть меньше половины этой суммы приходится на кеш, который бизнесмены получили за последние четыре года от близких к государству структур, продав свои крупнейшие активы

Впервые с 2018 года в глобальном рейтинге Forbes сразу три человека с фамилией Ротенберг: Аркадий, его брат Борис и сын Игорь. На троих они владеют активами общей стоимостью $6,2 млрд. Больше половины этой суммы — $3,8 млрд, по оценке Forbes, — приходится на кеш и ликвидные активы. И $2,7 млрд из них бизнесмены получили за последние четыре года, устроив масштабную распродажу. 

Процесс стартовал в ноябре 2019 года, когда Аркадий Ротенберг вышел из капитала «Стройгазмонтажа» — крупнейшей частной строительной компании России и основного подрядчика при возведении Керченского моста. Этот бизнес Ротенберг построил на базе пяти строительных «дочек» «Газпрома», которые купил в 2008 году за 8,3 млрд рублей. Информация о том, что бизнесмен планирует избавиться от «Стройгазмонтажа», появилась еще весной 2019 года. В качестве причин назывались санкции, под которыми Ротенберг находится с 2014 года, завершение крупных инфраструктурных строек и усталость от многолетней работы на подрядах газовой монополии. В покупатели прочили сам «Газпром», точнее, создаваемого им мегаподрядчика «Газстройпром». Кроме «Стройгазмонтажа» его основой должны были стать также «Стройгазконсалтинг», основанный экс-участником списка Forbes Зиядом Манасиром, и «Стройтранснефтегаз» еще одного миллиардера и друга Владимира Путина Геннадия Тимченко. 

Владельцем «Стройгазмонтажа» в итоге стала малоизвестная компания «Стройинвестхолдинг», зарегистрированная за четыре месяца до сделки. За этот актив она заплатила Аркадию Ротенбергу 75 млрд рублей, что совпало с оценкой Forbes, используемой для расчета состояния Ротенберга. Судя по данным отчетности «Стройинвестхолдинга» за 2019 год, кредит в 75 млрд компании выдал «Газстройпром». 

По аналогичной схеме прошла продажа «Газпром бурения» — эту компанию Аркадий Ротенберг тоже купил у «Газпрома» в  2011 году за 4 млрд рублей. В 2014 году, попав под санкции, он передал 78,71% сыну Игорю. Еще 16,29% принадлежало Борису Ротенбергу. В начале августа собственником 100% «Газпром бурения» стала еще одна малоизвестная компания «НПС Стар» и менее чем через два месяца продала ее некой «Фирме Армадис». Forbes тогда оценивал сумму сделки на основе финансовых мультипликаторов аналогичных публичных компаний в 41-48 млрд рублей.

Как оказалось, покупатель был щедрее. И «НПС Стар», и «Фирма Армадис» заплатили за «Газпром бурение» 67,9 млрд  рублей — и в этой схеме тоже использовался кредит от «Газстройпрома». Эти деньги, а также внушительные дивиденды «Газпром бурения» (в 2016-2021 годах компания выплатила своим собственникам почти 60 млрд рублей) позволили Игорю Ротенбергу вернуться в список Forbes. Он был миллиардером только в 2018 году, после чего, попав под санкции США, передал сестре Лилии треть девелоперской компании TPS Real Estate. Forbes оценивает кеш и ликвидные активы Игоря Ротенберга в $1,2 млрд.

Наконец, под самый занавес 2022 года, Аркадий и Борис Ротенберги продали основанный ими в начале 2000-х «СМП-банк». Покупателем стал государственный Промсвязьбанк. И он не поскупился, заплатив, по данным газеты «Коммерсантъ», за «СМП-банк» 46 млрд рублей — сумму, близкую к его капиталу. Для сравнения, в декабре 2022 года публичные российские банки торговались на бирже по средней оценке в 0,49 капитала.

Исходя из средних курсов доллара на даты сделок, продажа «СМП-банка», «Газпром бурения» и «Стройгазмонтажа» принесла Ротенбергам порядка $2,7 млрд до вычета налогов и прочих расходов. 

Новости по теме: В России изменили формат трудовых книжек

Для семьи Ротенбергов закончилась целая эпоха в бизнесе. Какие еще активы у них остались? Непубличный Игорь Ротенберг вместе с партнером Михаилом Зайцем владеет крупным московским ТРЦ «Авиапарк», а также миноритарной долей в компании «РТ-Инвест Транспортные системы» — операторе системы «Платон» по сбору платы с большегрузных автомобилей. Борису Ротенбергу, больше известному сейчас как спортивный функционер и владелец ФК «Сочи», принадлежит доля в застройщике ГВСУ «Центр» (такие данные содержала последняя доступная отчетность девелопера). 

Хранителем основных активов семьи остается Аркадий Ротенберг. Ему принадлежит 35% в компании TPS Avia, контролирующей международный аэропорт Шереметьево, и 96,7% «Мостотреста» — некогда крупнейшего в России строителя дорог и мостов. С начала года акции «Мостотреста» выросли почти в три раза — с 83,4 рубля за бумагу до 231,9 рубля. Это помогло Ротенбергу существенно увеличить состояние, которое оценивается в $3,5 млрд. Больше — $4 млрд — было только в 2014-м. 

Бизнес «Мостотреста» заметно сократился. В 2020 году существенная часть его активов перешла в группу «Нацпроектстрой» (ГК НПС) — совместное предприятие Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ. Впрочем, у «Мостотреста» продолжают появляться крупные подряды: в 2021 году он получил контракт на 9,1 млрд рублей на строительство яхтенной марины (гавани) в Севастополе, годом ранее — контракт на развитие аэропорта Симферополя стоимостью 3,1 млрд рублей. Бизнес ГК НПС в разы масштабнее.  В 2020-2021 годах группа получила госконтракты минимум на 485 млрд рублей. В 2022-2023 годах входящая в нее компания «Дороги и мосты», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», выиграла тендеры еще на 70 млрд рублей, например, на строительство участков дороги М-7 «Волга» (23,8 млрд рублей) и на последний участок южного дублера МКАД (19,9 млрд рублей).

Аркадия Ротенберга нет в числе акционеров ГК НПС. 48% группы принадлежит ВЭБ.РФ и компании НПС ЕЗК, основной акционер которой — ЗПИФ «Проект-Инфра». Впрочем, бывший гендиректор НПС Рубен Аганбегян еще в 2020 году признавал, что партнером ВЭБ.РФ будут структуры Ротенберга. А в 2021 году источник, близкий к банку, говорил Forbes, что за НПС ЕЗК стоят менеджеры компаний, связанных с Ротенбергом. По данным «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на 3 апреля чистые активы ГК НПС оцениваются в 79,3 млрд рублей.


Распечатать
09 декабря 2025 Финансовая афера 4bill: Дмитрий Рукин и его команда украли оборотные средства через электронные схемы и скрылись за границей
17 мая 2025 Впервые заместитель главы СБУ Александр Поклад был представлен на встречах в Стамбуле
17 мая 2025 В Казахстане задержан чеченец по обвинению в вымогательстве
17 мая 2025 У пользователей Telegram случился сбой
17 мая 2025 Штаб-квартира «Голоса Америки», которая находится в Вашингтоне, выставлена на продажу
17 мая 2025 В Париже девушку приговорили к году лишения свободы за антиизраильские угрозы
17 мая 2025 Европейцы выражают сомнения относительно намерений Трампа по мирному разрешению конфликта
17 мая 2025 После завершения саммита в Гааге США обсудят с НАТО вывод своих войск из Европы
16 мая 2025 Критические замечания в адрес РЖД и коррупционные скандалы могут ускорить отставку Белозерова
16 мая 2025 A criminal cases factory: how the Russian authorities turn journalists into “criminals”
16 мая 2025 В Соединённых Штатах 12 человек были обвинены в проведении мошеннических операций с криптовалютой на сумму 263 миллиона долларов
16 мая 2025 Мединский напомнил Украине о неудаче заключения мирных соглашений в Гомеле и Стамбуле
16 мая 2025 По делу об убийстве бывшего мэра Самары новые фигуранты объявлены в международный розыск
16 мая 2025 В петербургском художественном училище проводится проверка преподавателя по обвинениям в домогательствах
16 мая 2025 Shadows of Alisher Usmanov and shell companies: Denis Safin builds an empire on fake deals and fills offshore wallets
16 мая 2025 Киркоров признан отличной заменой Урганту, который больше не появляется на экранах
16 мая 2025 Лондонское соглашение: каким образом Набиуллина достигла договоренности с Минцем и его офшорными структурами
16 мая 2025 В Варшаве арестовали семь граждан Грузии с тайником, в котором было найдено оружие
16 мая 2025 В Турции освободили шведского журналиста, задержанного из-за фотографии чучела Эрдогана
16 мая 2025 У Горинова заподозрили туберкулез во время его пребывания в СИЗО