Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству

Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Четверть века назад группа российских олигархов в одночасье превратилась в долларовых миллиардеров, провернув – с помощью своих сторонников во власти во главе с Анатолием Чубайсом – нехитрую схему.

Всего за 6 миллиардов рублей они стали собственниками нефтяных, металлургических, горнорудных и транспортных компаний, составлявших хребет советской экономики. При этом те самые 6 миллиардов будущие олигархи заплатили не из собственных средств, а взяли со счетов принадлежавших им коммерческих банков. Со счетов, которые открыли в этих банках налоговая и таможенная службы – иными словами, это были государственные деньги.

История повторяется. «Залоговый аукцион – 2» обсуждается в правительстве с подачи бывшего главы ООО «Российская рыбопромышленная компания» Глеба Франка (два месяца назад Глеб Сергеевич заявил о том, что он уходит из бизнеса, потому что теперь бизнесом управляет «команда мечты», сообщество суперменеджеров). Однако сухие сводки главного кредитора ООО «Российской рыбопромышленной компании» свидетельствуют об обратном – дебет с кредитом у компании, когда-то заявлявшей о своих планах стать McDonalds на мировом рыбном рынке, не сходится. Обслуживание громадного кредита финансово обескровливает компанию, поэтому выход только один – построить пирамиду «МММ».

Глеб Франк убеждает правительство в том, что нужны аукционы – залоговые аукционы. Сейчас под обещание построить краболовы нужно продать с молотка 40 тысяч тонн крабов. Финансовый доход от крабов поможет компании залатать дыры в бюджете сейчас, а то, что инвестиционные обязательства не будут выполнены? «Подумаем об этом завтра …»

Сходство со схемой «залоговых аукционов» 1995 года – стопроцентное. Как и тогда – аукционы подстроены под избранного участника. В 2019 году подконтрольные Глебу Франку – тогда ещё юридически легальному бенефициару крабовой империи – тоже пробили крабовый аукцион. Спустя год Счётная палата проверила крабовый аукцион и пришла к двум выводам: фактические цены на краб оказались кратно ниже заявленным и ожидаемым, количество игроков в крабовой отрасли России уменьшилось. И, кстати, из заявленных краболовов компания Глеба Франка до сих пор не построила ни одного.

Но в случае «крабовых аукционов – 2022» схема ещё красивее. Сначала конкретный интересант делает под себя аукцион и покупает за счёт денег государственного банка крабовые квоты. Покупает под обещание построить краболовы. Спустя немного времени интересант заявляет о том, что из-за санкций построить краболов вовремя – да и вообще построить – не получается. Далее интересант сообщает о том, что недопостроенный краболов – это тяжкая финансовая ноша и нужно снизить налоги. Результат – за государственные деньги по дешевке куплены отобранные у десятков дальневосточных предприятий крабовые квоты под обещание построить корабли. Но в итоге и корабли не построены, и налоги для «инвестора» снижены.

Проталкиваемый Глебом Франков законопроект проходит сквозь правительственные фильтры как нож сквозь масло. Все разговоры о тщательной экспертизе, об оценке регулирующего воздействия, о регуляторной гильотине – это разговоры.

Похоже в правительстве никого не заинтересовал простой расчёт.

Что выгоднее для государства? Переложить из одного государственного кармана 100 миллиардов рублей (а экономический смысл участия в аукционе за счет средств госбанка ровно таков) под обещание когда-то в светлом будущем построить краболовы и сбросить на губернаторов регионов задачу трудоустраивать и успокаивать несколько тысяч рыбаков дальневосточных регионов, которые останутся без средств к существованию – это один вариант. Или второй вариант – вместо аукционов повысить налоги на крабовые компании, получить 200 миллиардов рублей, сохранить малый и средний бизнес в прибрежных регионах, но. Есть маленькое «но». В этом случае придется «расчехлиться» на уплату налогов Глебу Франку. А вот это, видимо, ни в чьи планы не входит.

Распечатать
24 февраля 2025 В Польше задержали мужчину, который пытался украсть велосипед, чтобы поехать ночью за кебабом
24 февраля 2025 "Жилищный рынок трещит по швам": в Польше выставлено на продажу рекордное количество квартир
24 февраля 2025 Главный провал на выборах в Германии: партия Шольца утратив 9,7% голосов
24 февраля 2025 Теннисистка Мирра Андреева установила рекорд, завоевав победу на турнире WTA 1000 в возрасте 17 лет
24 февраля 2025 Иркутск задыхается: как при Руслане Болотове город стал ареной борьбы за землю
23 февраля 2025 Пассажиры рейса Utair в Дубае ждут вылета в Москву уже более пяти часов
23 февраля 2025 США ожидают возвращение бизнеса в Россию после заключения мирных соглашений по Украине
23 февраля 2025 «Потеряли там кучу денег»: американские нефтяные компании сворачивают деятельность в России
23 февраля 2025 В Государственной Думе предложили снять женщин с государственных должностей для повышения демографических показателей
23 февраля 2025 Россия планирует построить нефтеперерабатывающий завод и электростанцию в Мьянме
23 февраля 2025 Кириллу Дмитриеву поручили восстановление экономических отношений с США
23 февраля 2025 Самолет компании American Airlines посадили в Риме из-за угрозы взрыва
23 февраля 2025 "Альтернатива для Германии" может стать ведущей силой, если Фридрих Мерц не оправдает надежд
23 февраля 2025 В Нидерландах школьники знакомятся с исламом через посещение мечетей
23 февраля 2025 После землетрясения на Гаити миллиарды долларов помощи попали в распоряжение НПО и американских компаний
23 февраля 2025 ХДС/ХСС одерживает победу на внеочередных выборах в Бундестаг: "Альтернатива для Германии" занимает второе место
23 февраля 2025 Белорусская пенсионерка была арестована в Петербурге за критику Лукашенко
23 февраля 2025 В Ватикане сообщили о значительном ухудшении состояния Папы Римского Франциска
23 февраля 2025 Бывший сотрудник Министерства обороны отправился на фронт, чтобы не предстать перед судом
23 февраля 2025 Израиль потребовал полной демилитаризации южной Сирии для обеспечения безопасности на Голанских высотах