Сейчас Evraz объясняет это повышением цен на железную руду, однако на деле причина может крыться в желании местных властей забрать лицензии, выданные еще в нулевых, поскольку проект все еще не двинулся с мертвой точки. Более того, еще в прошлом году в АЛРОСе говорили, что «Тимир» ничего не представляет собой — только набор лицензий. Похоже, у господина Абрамовича осталось не так много времени, чтобы чуть ли не из ничего реализовать масштабный железорудный проект.
Доля Evraz в «Тимире» составляет 51%. Контрольный пакет был приобретен в 2013 году за 4,95 млрд рублей у АЛРОСА, которая осталась в проекте миноритарием. Алмазная компания приобрела лицензии на «Тимир» за 5,4 млрд руб. в 2008 году в попытке диверсифицировать бизнес. Однако, как сообщал глава АЛРОСЫ Сергей Иванов в интервью ТАСС, сегодня все «это стоит — ровно ноль». По мнению топ-менеджера, в нулевых шел колоссальный вывод денежных средств и ресурсов из компании, совершались необъяснимые траты, и «Тимир» стал одной из самых крупных и бесполезных.
Еще в прошлом году АЛРОСА захотела выйти из «Тимира», найдя стратегического инвестора. Но, по правилам акционерного соглашения, до 2023 года выйти из СП невозможно. Похоже, тогда же Абрамович и Ко тоже думали наконец распрощаться с «Тимиром». По крайней мере Иванов в разговоре с «Коммерсантом» отмечал, что у представителей АЛРОСЫ и Evraz абсолютно совпадает мнение, что в ближайшие семь-восемь лет там бесполезно что-либо делать.
Кроме того, в прошлом китайская металлургическая компания «Цзинъань» сообщила, что построит в Якутии коксохимическое производство, что принесет бюджету солидный дополнительный доход. Тогда прокатилась волна общественного возмущения: производство иностранцев рискует серьезно ударить по местной экологии, да и зачем оно вообще, если есть структурированный металлургический проект с полным циклом — Тимир? Однако вопрос, что именно мешает просто возобновить последний, так и повис в воздухе.
Со стороны все выглядело так, будто бы партнеры хотели дотянуть время, чтобы акционное соглашение уже не мешало реализовать доли в проекте. Но что же изменилось сейчас?
Резкий рост цен на руду заставляет металлургические компании, не полностью обеспеченные собственным сырьем, задумываться о новых проектах. Evraz же интегрирована в руду лишь на 68%. Всего годовое потребление руды компанией составляет 18,3 млн тонн, из которых 4,8 млн тонн закупается у третьих лиц. В операционном отчете за первое полугодие компания отметила, что руда с содержанием 62% подорожала год к году в два раза — до 182 долларов за тонну.
Все это и заставило задуматься о возвращении к жизни проекта «Тимира». Таким образом намерены увеличить самообеспечение железорудным сырьем ключевого актива Evraz — Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК).
Якутия «трубит» который год
Новости по теме: Макрон на месяц ввел по всей Франции жесткий карантин и комендантский час
Кроме того, сейчас появилась вполне реальная перспектива потери лицензии. Якутские власти чуть ли не с самого начала грозились это сделать, поскольку «Тимир» никак не развивался. Последний включает в себя четыре месторождения — Горкитское, Тарыннахское, Десовское и Таежное с суммарными запасами в 5 млрд тонн. Одним из основных условий пользования участками недр является комплексное освоение всех четырех месторождений, которое должно осуществляться по единой схеме со строительством двух обогатительных фабрик и меткомплекса.
Еще до заключения сделки между Evraz и АЛРОСА тогдашний глава Якутии Егор Борисов заявлял, что сначала необходимо построить горнодобывающий комбинат, а затем металлургический. Это было одним из условий. Тогда же прошла информация, что АЛРОСА могла обратиться в Роснедра с просьбой скорректировать условия лицензии по «Тимиру» для отказа от строительства сталеплавильного завода стоимостью 4 млрд долларов. Однако якутские власти заявляли, что это вероятное предложение просто «бесполезно», так как республике совершенно не выгодно, и она не дала бы своего согласия.
Но у Evraz на этот счет были и есть свои планы: на данный момент в компании сфокусированы на разработке проекта Таежного ГОКа. Однако еще в 2014 году в проекте начались трудности: тогда на прошедших общественных слушаниях резко против выступили экологи. Около месторождения находятся охраняемые территории, такие как ресурсный резерват «Хатыми» и родовая кочевая община малых коренных народов Севера «Бугат».
Компания, если и пыталась, то никак не смогла урегулировать этот вопрос. Поэтому уже в 2015 руководство Якутии заявило, что если работы не будут начаты до начала 2016 года, то проект может лишиться государственной поддержки в 1,6 млрд рублей, так как эти деньги нужны Сахе на другие цели. Тогда к делу даже удалось привлечь зампреда правительства России Юрия Трутнева. Но с тех пор федеральные власти, несмотря на многочисленные жалобы региональных, на эту ситуацию никак не пытались повлиять.
Сейчас же «Тимир» представляет собой практически ничего. Согласно «Руспрофайлу», компания сидит в убытках на 48 млн рублей и имеет нулевую выручку. В общем, «возвращение к жизни» будет дорогим — если ранее проект оценивался в 200 млн долларов, то сейчас, по некоторым данным, придется потратить в несколько раз больше.
Хватается за шанс?
Но господин Абрамович, похоже, готов на это. Дело в том, что миллиардер в последнее время и так активно расстается с рудными активами, рискуя остаться вовсе без них.
В 2019 году он продал медное месторождение «Баимское» на Чукотке группе KAZ Minerals. Ее основными акционерами стали бизнесмены из списков богатейших людей Казахстана Владимир Ким и Олег Новачук. Из-за сотрудничества с Кимом, кстати, как ранее писал The Moscow Post, у Абрамовича мог случиться конфликт с казахстанскими властями, что поставило под угрозу существования других его проектов в соседней стране.
Ведь еще в 2014 году Абрамович запустил в казахстанском Костанае знаковый для страны завод по производству стальной арматуры — «Евраз Каспиан Сталь» (ЕКС). Базовой компанией стал, конечно, Evraz.
Но уже через два года Evraz Абрамовича вынужден был на время остановить «Евраз Каспиан Сталь». Компания объяснила это низким сезонным спросом и неблагоприятной ценовой конъюнктурой. Но тогда пошли разговоры, что истинная причина — в конфликте с местными властями.
Новости по теме: Вице-премьер Грузии подал в отставку
Похоже, миллиардер сейчас ищет другие места, где можно подзаработать. Ранее The Moscow Post подробно писал о том, что его люди заходят в Республику Алтай, налаживая связи с ее главой Олегом Хорохординым. И хотя сейчас регион нельзя назвать экономически сильно привлекательным, в перспективе ближайших 3-5 лет небольшая горная республика в составе РФ может стать важным логистическим и транзитным регионом, через который будут летать, проезжать и проходить множество обеспеченных людей из России, Китая, Монголии. Все потому, что там планируют возвести новый газопровод «Газпрома».
Похоже, сейчас Абрамовичу с «Тимиром» просто не оставили выбора: либо теряешь все, либо пора бы уже браться за дело, которое откладывалось многие годы. С другой стороны, «поджимают» и взлетевшие цены на руду. Вот и не получилось у миллиардера потянуть время до выгодной дальнейшей продажи «Тимира».
Источник: The Moscow Post