И тут же с места в карьер министр Чернышев Алексей Михайлович предложил свой концепт реформы, который начал претворяться в жизнь несколькими Постановлениями Кабинета министров. Однако очень быстро стало понятно, что с реформой опять что-то не так…
Что же обещал сделать Чернышов и что на сделано на самом деле? Проведем короткий фактчекинг.
Итак, план завершения реформы от Минрегиона Алексея Чернышева выглядел следующим образом.
От идеи ликвидировать коррупционную ГАСИ никто не отказывается. Ликвидируются новые органы архстройконтроля, которые так и не смогли запустить – Государственная инспекция градостроительства и Государственная сервисная служба градостроительства. Создается новый орган архстройконтроля – Государственная инспекция архитектуры и градостроительства (ГИАГ).
Новости по теме: Хорохордину показали жёлтую карточку?
До марта 2021 года Минрегион подает в Верховную Раду проект изменений в законодательство, которые позволят запустить новый орган ГИАГ. На «переходной период», пока новое законодательство еще не принято, возобновляется архитектурно-строительный контроль ГАСИ.
На самом деле было сделано не все и не так.
ГАСИ продолжает оставаться единственным органом архстройконтроля, который из-за пребывания в состоянии ликвидации имеет крайне урезанные полномочия и возможности. ГАСИ не имеет права осуществлять контроль, а если бы и имел такое право, не имел бы возможности, так как инспекторы массово уволены.
ГИГ и Госсервисстрой ликвидируются, а ГИАГ создана только на бумаге. У нового органа есть только Положение, но нет ни кадров, ни руководителя, ни полномочий. В Госбюджете-2021 финансирование ГИАГ не предусмотрено.
Проект законодательных изменений не подготовлен, а то, что звучало из уст Минрегиона в виде концепта, существует только в голове Чернышова и его зама Лозинского. Да и эти идеи раскритикованы градостроительными экспертами и народными депутатами. Того, что законопроект будет принят в марте уже никто даже не обещает. В Минрегионе прямым текстом говорят, что до конца 2021 года новое законодательство не появится.Контроль на «переходный период» восстановлен путем возобновления действия Постановления №553, но он «кастрированный». Право контроля имеет только 101 орган местного самоуправления, чего явно недостаточно. У ГАСИ уже нет полномочий и кадров, у ГИАГ — еще нет, а многие ОМС не взяли на себя эту функцию.
Неутешительные выводы:Чернышов хоронит любую реформу. Госконтроль отсутствует, законопроектов нет, настоящее неопределенно, а будущее туманно. Как минимум на год в строительной сфере сохраняется управленческий и законодательный хаос, в котором некоторому небольшому числу людей очень выгодно существовать, но для рынка это оборачивается стагнацией. И конечно же не наблюдается никакого уменьшения коррупции в строительстве.