Неготовность государства выполнять свою функцию — самое удачное время для украинцев попробовать что-то новое, отмечает ZN.UA.
Украина относится к государствам, в которых не просто высокий уровень монополизации экономики, но до сих пор рынками управляют олигархи. Сложно найти хоть какой-то бизнес в Украине, на который олигархи не оказывают своего влияния с помощью контроля над важнейшими ресурсами страны, полученного ими в далеких 1990-х. С каждого товара, работы или услуги, покупаемых украинскими потребителями, некоторая часть средств идет в их кошельки. Где-то больше, где-то меньше, но они получают свою ренту со всего без исключения.
В дальнейшем эта рента расходуется, с одной стороны, на роскошную жизнь, с другой — на ее защиту. На проведение карманных партий в парламент, руководителей — на Банковую, должностных лиц — в регуляторные кресла. И на финансирование телеканалов, помогающих руководить государственной политикой.
Поэтому уже не первые президентская и парламентская избирательные кампании проходят под лозунгами деолигархизации и демонополизации экономики. И не первые избранные президент и парламент забывают об этом сразу же, как только оказываются на таких обещаниях в желаемом кресле.
Если в 2019 году у нас еще оставались слабые надежды на то, что в 2020-м президент Владимир Зеленский, подкрепив свое влияние монобольшинством в парламенте и новоназначенным правительством, все же объявит войну олигархам, то в 2021-й мы уже смотрим без каких-либо надежд на это. Никакой деолигархизаци в 2021 году не будет, и вообще не будет, пока должность президента занимает В.Зеленский. Замкнутый олигархический круг «контроль над ресурсами—рента—телеканалы—политики» в 2021-м нам разорвать вряд ли удастся.
Качественной антимонопольной реформы в 2021 году также не следует ожидать
Украинское антимонопольное законодательство хотя и формировалось по примеру лучших мировых практик, однако уже устарело, испорчено и нуждается в изменениях. Начиная с ослабления полномочий АМКУ парламентом, который постепенно в результате внесенных в закон изменений снижал статус Комитета и усиливал его зависимость от политиков, и заканчивая судами и самим Антимонопольным комитетом, которые сформировали безопасное правоприменение для злоупотребляющих монополистов и картелей.
Пока развитый мир усиливал свои конкурентные ведомства, обновлял нормативную базу и практики, формировал новые подходы реагирования и принуждения, отвечающие современным вызовам, мы двигались в обратном направлении. Поэтому все признают, что стране крайне необходима антимонопольная реформа. Требования о ее проведении нам выдвинул также Международный валютный фонд в последнем подписанном Меморандуме.
Однако ни один из зарегистрированных в парламенте законопроектов не предлагает качественную антимонопольную реформу. Наоборот, принятие каждого из них нанесет АМКУ больше вреда, чем принесет пользы.
Олигархи боятся сильного АМКУ и не допустят того, чтобы подконтрольные им политики превратили Комитет в мощное конкурентное ведомство по примеру развитых стран. Поэтому качественной антимонопольной реформы в 2021 году ожидать не следует. Тем, кто имеет полномочия ее проводить, не хватает воли, а тем, у кого есть воля, — полномочий.
Уровень монополизации экономики будет расти
Коронакризис во всем мире больно ударил в первую очередь по малому бизнесу. Не имея значительных сбережений, чтобы инвестировать в перестройку бизнес-процессов под коронавирусные вызовы, многие были вынуждены просто закрыться. Но если развитые страны значительную часть антикризисных фондов израсходовали на поддержку предпринимателей и населения, то Украина сосредоточилась на инвестициях в инфраструктуру и прежде всего в текущий ремонт дорог.
Как следствие, в 2021 году нас ожидает усиление неравенства, уменьшение доли рынков, где активен малый и средний бизнес, и, наоборот, рост доли крупных бизнесменов и повышение уровня концентрации рынков.
Антимонопольный комитет, который должен быть проводником государства в борьбе с этим явлением, просто не способен это сделать. И в силу низкой квалификации руководства комитета. И из-за отсутствия желания и амбиций проявлять заботу об украинской экономике. И потому что с Банковой, которая полностью руководит комитетом и где глава АМКУ проводит много времени, ставят совсем другие, чаще всего абсолютно противоположные, задачи.
Новости по теме: Лукашенко заявил, что его сын лично извинился перед «вагнеровцами»
Не следует ожидать и конкурентного давления со стороны иностранных компаний и новых игроков рынка. Иностранные инвесторы не готовы вкладывать деньги в государство с коррумпированной судебной системой и олигархическим укладом. На молодых украинских бизнесменов также надеяться не следует. Талантливые и настойчивые будут продолжать выезжать за рубеж и строить свой бизнес в странах, где государство в состоянии обеспечить им справедливые условия соревнования.
Таким образом, экономический кризис монополисты успешно используют, чтобы в 2021 году укрепить свою рыночную власть, захватить больше рынков и увеличить прибыли.
Опасность уничтожения принципов ProZorro в 2021 году сохраняется
Угрожающие нападки на ProZorro начались почти сразу после захода новых депутатов в парламент. Народные избранники, в том числе из монобольшинства, много внимания уделяли критике системы и искали механизмы, чтобы откатить реформу государственных закупок.
Один из опаснейших для ProZorro законопроектов о локализации может попасть в 2021-м в зал. И шансы на то, что депутаты его поддержат, высоки, потому что едва ли не каждый влиятельный политик и бизнесмен получит от его принятия свою выгоду. Кто-то без конкуренции сможет продавать государству свои локомотивы, кто-то — шахтное оборудование, кто-то — «скорые» или пожарные. Без плюшек не оставили ни одного из влиятельных стейкхолдеров. Но единственная сила, которая может помешать, — западные партнеры, потому что предлагаемые изменения нарушают все наши экономические международные обязательства, включая Соглашение об ассоциации с ЕС.
Однако наши западные партнеры устали от Украины, а наши политики устали от них. Поэтому угроза уничтожения закупочной реформы в 2021 году приобретает крайне опасные масштабы.
Кроме этого, попытка таким дефектным образом поддержать национального производителя уничтожает надежду на формирование и реализацию в 2021-м политики разумного протекционизма.
Растворение влияния большого ТВ: демонополизация может освятить рынки идей, что улучшает прогнозы на 2022-й и последующие годы
В последнее время с каждым годом влияние телевизора на общество уменьшалось. Развитие альтернативных СМИ и новых технологий, редакционная политика олигархических телеканалов, требовательность зрителя и прочее — все это приводит к потере аудитории телеканалами и, наоборот, ее увеличению в YouTube и других интернет-ресурсах.
И хотя еще в 2021 году олигархи смогут продолжать использовать телеканалы для сохранения монополий, продвижения на должности «своих» людей, дискредитации врагов, лоббирования нужных решений и прочего, но с каждым новым днем их влияние становится все меньше, а конкуренция на рынке идей — все ближе.
В 2021-м телевизор будет значить меньше, чем в 2020-м. А следующие президентские и парламентские выборы имеют шансы заменить его альтернативными СМИ.
Общество будет искать средства «показать края» злостным нарушителям антимонопольного законодательства вместо государства
Слабость государства в борьбе с монопольными злоупотреблениями и картелями провоцирует общество взять эту миссию на себя. Успешный мировой опыт войны потребителей с баронами-разбойниками не только вдохновляет, но и дает уже испробованные подробные алгоритмы для внедрения.
Коллективные иски и заявления, которые еще вчера не пользовались в Украине особой популярностью, остаются едва ли не единственным неизведанным средством укрощения монополий. Неготовность государства выполнять свою функцию — самое удачное время для украинцев попробовать что-то новое.
Поэтому объединение потребителей, малых и средних предпринимателей, страдающих от антимонопольных нарушений, и принуждение общими усилиями вместе с профильными и общественными ассоциациями «разбойников платить по счетам» могут стать трендом антимонопольной политики 2021-го и следующих лет.
—
Агия Загребельская, опубликовано в издании ZN.UA