Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал "янтарного" резидента

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал "янтарного" резидента
Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал "янтарного" резидента
По подозрению в государственной измене арестован топ-менеджер российско-финской компании Валерий Тимофеев: следы ведут в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). И еще в деле может всплыть бывший заместитель министра транспорта Виктор Олерский.

Лефортовский районный суд Москвы до 12 сентября арестовал по подозрению в госизмене 69-летнего Валерия Владимировича Тимофеева, уроженца Бахчисарайского района Крыма, вице-президента российско-финской компании Helsinki Shipyard Oy.

Компания занимается строительством ледоколов.

Господина Тимофеева "приняли" на границе с Финляндией, где он проживал энное количество лет.

На его аресте настаивал следователь из ФСБ, поскольку Валерий Тимофеев имел доступ к информации, которая касалась работы Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде. Основную долю в портфеле заказов этого предприятия составляют военные корабли в рамках выполнения гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества.

Новости по теме: Биржа QMALL получает лицензию в ЕС, добавляет пары с евро и готовится к открытию масштабного лаунчпада во Франции

Следствие считает, что топ-менеджер Helsinki Shipyard Oy передал секретную информацию о военных кораблях судостроительного завода западным спецслужбам. На заводе "Янтарь" уже прошли обыски.

Интересный факт из биографии г-на Тимофеева, у которого нет ни одной фотографии во Всемирной "паутине": не так давно он работал на высокой должности в ОСК, у Алексея Рахманова. Последний с натугой, но "избавился" от проблемной финской верфи, поскольку попал под санкции еще в 2014 году. О том, как г-н Рахманов избавлялся от финской "головной боли", и как ему в этом помогал высокопоставленный чиновник-бизнесмен с бельгийским паспортом и недвижимостью в Финляндии Виктор Олерский, The Moscow Post рассказывал в нескольких журналистских расследованиях.

Получается, не все ладно в "Рахмановском" королевстве?

В новых деталях разбирался корреспондент The Moscow Post.

Рахманов хранит молчание

Одним словом тормознули Валерия Тимофеева на границе с Финляндией.

Ранее он, действительно, занимал высокий пост в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). А когда ОСК совместно с Финляндией создала Arctech Helsinki Shipyard Inc, то Валерий Тимофеев перебрался в новую компанию, в кресло вице-президента.

И сохранил свой пост и после всех метаморфоз и смены названия на Helsinki Shipyard Oy.

Но, как выяснилось, г-н Тимофеев одно время работал в Министерстве транспорта РФ, когда ведомство еще возглавлял Сергей Оттович Франк (сегодня председатель Совета директоров ПАО " Совкомфлот").

Это подтверждает и официальный документ который есть в распоряжении Редакции

Из этой справки следует, что г-н Тимофеев еще с 1983 по 1986 гг. работал в должностях заместителя начальника, начальника отдела кадров Всесоюзного объединения "Судоимпорт" Минвнешторга СССР.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал  rkidkiexiqktvls

Потом в течение трех лет был старшим инженером торгпредства СССР в Финляндии, заведующим отделением торгпредства СССР в г. Турку, в Финляндии.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

И говорят, что последние несколько лет г-н Тимофеев проживал в Суоми постоянно, но часто наездами бывал в России для обсуждения новых проектов.

В частности, именно он как будто бы наладил тесное взаимодействие с Прибалтийским судостроительным заводом "Янтарь" в Калининграде. И, в первую очередь, обсуждали совместное строительство новых ледоколов.

Сам по себе факт удивительный: преуспевающий бизнесмен живет в Финляндии, но ведет дела с секретным стратегическим предприятием. Начальник ОСК Рахманов, конечно же, в курсе, но делает вид, что он ни при чем.

Вопрос – почему?

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

В июле Валерий Тимофеев на несколько дней приехал из Финляндии в Москву, опять же, по судостроительным делам… И назад возвращался на автомобиле. И прямо на российско-финской границе Валерий Тимофеев был задержан.

И хотя эта горячая новость не сходит с первых полос СМИ уже 2 дня кряду, Объединенная судостроительная корпорация, как и ее глава Алексей Рахманов хранят молчание…

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Наверное, нечего сказать? Или, наоборот, есть что сказать, но боязно, а вдруг тоже заметут? А поры бы.

На паритетных началах

Напомним, что Helsinki Shipyard Oy (бывшая Arctech Helsinki Shipyard Inc) - судостроительная компания, специализирующаяся на строительстве ледоколов и других судов ледового класса для работы в арктических регионах. Arctech Helsinki Shipyard Inc. была создана финской компанией STX Finland Oy и Объединенной судостроительной корпорацией на паритетных началах. Потом ОСК вышла из собственников. Об этом подробно писал The Moscow Post

Сегодня на верфи в Хельсинки строится ледокол для компании "Норникель", он должен будет работать в Карском море. Ледокол собирались передать заказчику к 2025 г., но из-за санкций срок будет перенесен.

Судостроительный завод "Янтарь", входящий в состав ОСК, тоже участвовал в строительстве ледоколов Helsinki Shipyard Oy. В частности, в строительстве ледокола "Балтика", многофункционального судна для ломки льда и устранения последствий разлива нефти.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Именно Валерий Тимофеев докладывал о строительстве ледокола "Балтика" на заседании Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России в 2017 году. Судно было заложено на стапелях завода "Янтарь" в Калининграде 2012 году, а сборка корпуса проводилась в Хельсинки в 2013 году.

Получается, что тесное взаимодействие шло несколько лет подряд?

Инженер сбежал в ЕС?

Но выясняются некие любопытные факты о сотрудниках Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь".

"Шпионское дело", заведенное на бывшего сотрудника ОСК Валерия Тимофеева, как выяснилось, далеко не единственное…

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

ФСБ некоторое время тому назад разыскивала пропавшего инженера-судостроителя завода "Янтарь". СМИ сообщали, что сотрудник оборонного предприятия мог уехать в Евросоюз.

Полиция Санкт-Петербурга получила уведомление от УФСБ о необходимости разыскать 38-летнего инженера Олега Коровченко.

В феврале 2016 г. Коровченко переехал в Калининград из Санкт- Петербурга и устроился на Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", а в августе 2017 г. уволился по собственному желанию. За месяц до ухода с работы купил железнодорожные билеты транзитом через Москву, но информации о том, доехал до Коровченко до конечного пункта, нет. Поезд из Калининграда в Москву идёт через Литовскую Республику с остановкой в Вильнюсе.

Инженер сел в поезд на второй день после увольнения, а 24 декабря в последний раз посещал аккаунт в социальной сети. Просто исчез!

Служба собственной безопасности завода "Янтарь" тоже негласно участвовала в розыске. Но следов инженера Коровченко так и не обнаружили.

Напомним, что Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" каждый год выполняет гособоронзаказ. В то время, когда бесследно исчез инженер Коровченко завод "Янтарь" выполнял контракт, заключённый с Министерством обороны РФ, на строительство серии из трёх боевых кораблей проекта 11356: "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров".

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Правда, журналисты выдвинули еще одну версию – возможно, инженер Коровченко был похищен в Вильнюсе?

В общем, загадок вокруг судостроительного завода "Янтарь" немало, задержание нового "шпиона Гадюкина" - тому подтверждение.
Верфь финская, владелец российский, паспорт бельгийский

И еще вопрос на засыпку - как финская верфь Arctech Helsinki Shipyard, ранее принадлежавшая ОСК, перешла в руки обладателя бельгийского паспорта Виктора Олерского?

Понятное дело, что прямым собственником финской верфи г-н Олерский не является.
Почему же верфь связывают именно с именем "бельгийца"?

Считается, что в бытность заместителя министра транспорта Виктор Олерский был весьма близко к ОСК, которая контролировалась главой ГК "Ростех "Сергеем Чемезовым. Однако, как только ОСК попала под западные санкции, владеть верфью в Хельсинки стало проблематично.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

И, говорят, что помочь ОСК и Сергею Чемезову избавиться от заграничного актива вызвался именно Виктор Олерский и его партнеры.

Ведь почти сразу после увольнения Олерского из Министерства транспорта в 2018 г., стало известно, что верфь переходит в собственность круизного оператора Algador Holdings Ltd, собственниками которого называли владельцев "Невского судостроительно-судоремонтного завода" ("Невский ССЗ").

Формально "Невским ССЗ" владеют давние партнеры Олерского - Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко. Однако, бенефициаром мог быть и сам г-н Олерский. Об этом, в частности, сообщал и The Moscow Post. Слишком тесно г-н Олерский много лет связан и с Багаутдиновым, и с Касьяненко.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Ришат Багаутдинов - директор круизной компании "Водоходъ", которая напрямую связана с Виктором Олерским. За последние несколько компания получила десятки государственных контрактов.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Их сумма превысила 75 млн рублей. Большая часть была получена после ухода Виктора Олерского с поста заместителя министра транспорта.

Г-н Касьяненко ранее он был совладельцем морского порта Тулома. Не так давно терминал перешел в собственность "Капстанс Холдинг Лимитед", за которым тоже может стоять г-н Олерский. Этому офшору принадлежат доли в других компаниях, которые являются крупными получателями госконтрактов, включая и ОСК.

Осенью 2020 г. контроль над терминалом в Мурманске получил Виктор Олерский. Он стал владельцем доли в 50% в ООО "Морской терминал Тулома" - выкупил долю у главы "Роквелл капитал" Глеба Франка.

Но как же г-ну Олерскому удалось заполучить верфь Arctech Helsinki Shipyard?

Напомним, что верфь в самом начале была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation.

В 2011 г. ОСК приобрела 50% верфи. Полностью ОСК выкупила верфь в 2014 году.

Но все проблемы Arctec начались в 2014 г., когда ОСК попала под санкции. Стало сложно привлекать деньги в западных банках. Свою отрицательную роль сыграла девальвация рубля. Arctech получила огромные убытки от строительства ледокола "Мурманск" для Росморпорта. И тогда "Совкомфлот" оштрафовал судостроительную компанию на 50 млн. долларов за задержку постройки 4 кораблей для проекта "Сахалин-2".

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

ОСК несколько месяцев вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Но огромной проблемой оставались долги финской верфи. Шли переговоры о формате капитального займа. Но этот займ ОСК списать никак не могла. Возврат денег намеревались привязать к исполнению бизнес-плана Arctech на ближайшие 10 лет.

В итоге верфь приобретают Виктор Олерский и его партнер Ришат Багаутдинов. Олерский забирает Arctech с долговыми нагрузками.

С каким-то дальним прицелом, если учитывать то, что семья г-на Олерского давно живет в Бельгии?

У г-на Олерского есть недвижимость не только в Бельгии, и в Финляндии. В Бельгии - дом площадью 370 кв. м. И еще в Бельгии ему принадлежит земельный участок более 2000 кв. м. В Суоми у него есть тоже земля - участок более 28 тыс. кв. м.

Тимофеев приведет к Олерскому: последний причал

Остается лишь догадываться, каким образом г-Олерский стал столь завидным латифундистом?

Так зачем Олерскому понадобилась Arctech Helsinki Shipyard Inc.? По всей видимости, тут открываются необозримые возможности для художественного творчества, а уж с тем опытом, который есть у владельца пароходов, итальянских ресторанов, домов в Бельгии и Финляндии - это может быть просто запасной вариант?

Но зато как ловко господа Олерский и Рахманов провернули всю сделку с финской верфью?

По всей видимости, Валерий Тимофеев, которого накануне Лефортовский суд арестовал до 12 сентября, долго молчать не будет? По статье о государственной измене Валерию Тимофееву может грозить от 12 до 20 лет тюремного заключения.