Главное следственное управление (ГСУ) СКР завершило первый этап расследования уголовного дела о растрате почти 4 млрд руб. топ-менеджерами "Банка ВВБ" - некогда одного из крупнейших кредитных учреждений Крыма. Банк рухнул в 2018 году, а уголовные разбирательства продолжаются. В том, что известно спустя четыре года после краха банка, разбирался The Moscow Post.
По версии следствия, треть суммы из растраченных 4 млрд. между собой поделили трое бывших управленцев банка, а среди реальных бенефициаров особенно выделяется бывший госслужащий Гай Юрченко – на момент краха структуры он владел почти 10% банка и был председателем Совета директоров. Как утверждают авторы сайта банковской аналитики Банки.ру, Юрченко и его партнер по банку Наталья Звягинцева были лицами, под значительным влиянием которых, в соответствии с критериями МСФО, находилась кредитная организация.
Фото: Banki.ru
Новости по теме: Известный украинский айтишник разбил в Дубае суперкар Ferrari за 1,2 млн долларов
Уже в декабре 2017 года банк перестал исполнять требования кредиторов и полностью утратил свои собственные средства. Ознакомиться и с другими подробностями можно на сайте ЦБ. В общем, деньги пропали. Именно после этого было возбуждено уголовное дело.
К реальной ответственности из руководства привлекли лишь совладелицу и руководителя кредитного комитета ВВБ Ирину Фаминскую и экс-управляющую московским офисом Светлану Демину.
А наш герой Юрченко оказался в числе 18 физлиц, чье имущество было заморожено по требованию АСВ, но никаких претензий уголовного порядка к нему не выдвигалось. Как пишут журналисты PASMI (признан иностранным агентом на территории РФ), АСВ настаивало на привлечении к ответственности владельцев банка, в числе которых был и Юрченко.
В соответствующем заявлении Агентство сообщало, что действия бенефициаров ВВБ могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 172.1 УК "сокрытие признаков банкротства кредитной организации и фальсификация отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору", ст. 196 "преднамеренное банкротство" и ч. 4 ст. 160 "хищение, совершённое путём растраты". ЦБ и АСВ раскрыли и схему: например, описали процесс вывода 250 млн рублей кредита, выданного в 2017 году гражданину Украины Максиму Мезенцеву. В тот же день деньги были направлены на счета Анжелы Сергеевой, бывшего основного акционера банка, а Мезенцев прекратил обслуживание долга.
Центробанк выявил связи Мезенцева с главой совета директоров Гаем Юрченко. Об писал PASMI (признаны иностранным агентом на территории РФ). Оказалось, что они имели совместный бизнес - были акционерами "МПС-ТРАНС".
Компания, по итогам 2021 года, получила менее 30 тыс. рублей прибыли, зато в убыток на 17 млн рублей.
Фото: Rusprofile.ru
А еще стоимость активов структуры оказалась минус 180 млн рублей: Вопрос – не были ли они выведены из компании? При этом Юрченко – исполнительный директор.
Фото: Rusprofile.ru
Новости по теме:
"МПС-ТРАНС" - единственная из действующих юрлиц, к которым Юрченко имеет отношение. ЗАО "МПС- Инжиниринг", ликвидирована в 2016 году через преобразование.
Также Гай Юрченко выступал учредителем ЗАО "МПС-Право" – тоже в стадии ликвидации. Судя по "Руспрофайлу", недостоверными оказалась запись о месте регистрации, коим указан Севастополь, ул. Портовая, дом 17.
По поводу самой компании: по состоянию на конец 2019 года при уставном капитале в 100 тыс. рублей у неё имелся только один штатный сотрудник, а год она закончился без выручки и прибыли, но с минусовой стоимостью активов в 6,1 млн рублей.
Фото: Rusprofile.ru
Точно по тому же адресу мы обнаруживаем шесть организаций с очень похожими названиями. Среди них ООО "МПС-Строй" и ООО "МПС-Сервис". Первая - ликвидирована, вторая - находится в стадии ликвидации. У обеих нулевые выручка и прибыль, небольшая или минусовая стоимость активов. "МПС-Строй" на 30% она принадлежит Максиму Игоревичу Мезенцеву, а на 60% - Юрченко Наталье Владимировне, возможно, даже родственнице Гая Николаевича.
Владеть этой конторой господин Юрченко должен был как раз, когда находился в ранге чиновника. Интересны и другие соучредители на первом этапе жизни компании. Это уже названные Максим Мезенцев и Галина Корогодина с её родственником Василием Корогодиным.
Корогодина на тот момент – директор департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя. Города, напомним, федерального значения. Но никаких данных о том, что Юрченко и Корогодина передавали свои доли в доверительное управление, в открытых источниках найти не удалось.
На этот вопрос отвечал сам Гай Юрченко – да, передавал доли в доверительное управление. Об этом писало издание "Форпост". Но кому, когда и как – Юрченко пояснить отказался…
Вместе с тем, эти же граждане – Мезенцев, Корогодина и Юрченко, основали еще одну структуру, ЗАО "Холдинг МПС", где гендиректором была Корогодина. Удавалось ли ей совместить бизнес и госслужбу – также вопрос открытый.
К слову, в карточке господина Юрченко на "Руспрофайле" его былое соучредительство в "Холдинг МПС" не указано. А в ЗАО "Холдинг МПС" в записи ЕГРЮЛ его ссылка недействительна. То есть, вроде был, а вроде и не был?
В итоге компания была ликвидирована в 2018 году, как не ведущая никакой деятельности. После себя она оставила минусовую стоимость активов в 3,5 млн рублей.
С чем связывали определенные успехи структур, нечужих для Юрченко? Говорили, что он имеет доступ к телу тогдашнего губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Как утверждает автор блога OD_NOVOROSSIA на платформе "Живой Журнал", якобы Гай Юрченко непонятным образом стал личным ординарцем Меняйло, и создал Департамент общественной безопасности чуть ли не под себя.
Кроме того, тот же автор утверждает, что Юрченко якобы засветился в нескольких неудачных попытках отъема чужой недвижимости, а после госслужбы исчез в неизвестном направлении.
Вместе с тем, вопросы к Юрченко действительно возникали - причем со стороны общественности самого Севастополя. Как утверждали авторы сайта журналистских расследований Севастополя (в настоящий момент сайт удален, но остались архивные копии) sevnews.info (архивная ссылка), якобы ранее было подано заявление в прокуратуру о признаках коррупции в лице Гая Юрченко - тогда возглавлявшего Департамент безопасности противодействия коррупции.
К слову, речь там идет не о компаниях, которые приписывают Юрченко. А о другом. Якобы, господин Юрченко ездит на автомобиле, который заправляет на заправках ГУПа, а платит ли за них - большой вопрос. Он же, Юрченко, якобы ставил автомобиль (якобы, личный) на стоянку правительственного автотранспорта. И вообще жил на широкую ногу.
Более детальной информации найти не удалось – есть мнение, что Гай Юрченко банально чистит Интернет от следов своих "подвигов".
Сухим из воды
Поговаривают, что Гай Юрченко родом из Ярославля, и, хотя его ИНН зарегистрирован в Москве, регионом деятельности он назвал Севастополь. И банк "ВВБ" тоже из Ярославской области.
В Сети Юрченко фигурирует как отставной военный. Был в его жизни период, когда он после воссоединения Крыма с Россией трудился главой департамента общественной безопасности и противодействия коррупции в г. Севастополь.
Авторы сайта "Росоткат" утверждают, дескать, ранее Юрченко мог находиться в розыске – якобы, предпочел сказаться безработным, чтобы не платить алименты, хотя зарплату в департаменте общественной безопасности получал. Эти же журналисты предполагают, в период своей работы чиновником, Юрченко де произвел рейдерский захват автовокзала и торгового центра Sea Mall, представившись личной охраной губернатора Севастополя.
Как утверждали авторы сайта журналистских расследований Севастополя (в настоящий момент сайт удален, но остались архивные копии) sevnews.info (ссылка удалена и доступна в Веб-архиве), якобы судебные приставы на протяжении аж десяти лет взыскивали алименты с должника. Причем – будто бы именно как с безработного, хотя Юрченко на протяжении всего времени был трудоустроен. Там же его называют президентом холдинга "Металлпромсервис". Авторы намекают, что Гай Юрченко мог недоплачивать налогов (раз он будто бы представлялся безработным, имея бизнес).
Именно скандалы, которые связывали с именем Гая Юрченко, по-видимому, и стали одной из причин его увольнения из Департамента общественной безопасности и противодействия коррупции. А далее он продолжил вести бизнес – до краха банка "ВВБ".
После же того, как банк лопнул, Юрченко еще долго называли капитаном шикарной яхты "Николаев". По информации "Версии", Юрченко, мол, бывший офицер спецназа, а яхта, вроде как, была записана как раз на компанию "МПС-ТРАНС".
Из судебного дела в 2021 году стало ясно, что яхта - была в числе залогового имущества банка "ВВБ" и ЗАО "МПС-ТРАНС". Имея прямое отношение к гражданину Юрченко, "МПС-ТРАНС" могла кредитоваться в банке, где он же и был совладельцем, после чего в этой компании обнаружилась минусовая стоимость активов на 180 млн рублей. "МПС-ТРАНС" пытался вернуть яхту, но в удовлетворении требований ему отказали.