И если до недавнего времени лидером золотой криптолихорадки оставалась Иркутская область, сегодня ей в затылок теплым дыханием вентиляторов тысяч асиков дышит Красноярский край.
Если раньше участковые, прибывая на вызов к пенсионеркам, которым мерещатся странные шумы в квартире, пришельцы или ядовитый газ из розетки, списывали все на старческую деменцию, то сейчас – прислушиваются, не гудит ли на соседнем балконе заложенная в специальный короб машинка для добычи криптовалюты – так называемый асик. А если гудит – не подрублена ли она к общей электросети.
Воровство ресурсов – не единственное, в чем зачастую уличают криптокопателей. Как и в любом бизнесе, который делается нелегально, тут есть свои внутренние войны, с похищением друг у друга оборудования враждующими фракциями и иным мелким вредительством. А для электросетей даже такого обеспеченного благодаря гидроэлектростанциям энергией региона, как Красноярский край, доходы майнеров выливаются в ощутимые скачки напряжения и даже аварийные ситуации. Не говоря о вреде экологии, который неизбежен при столь масштабном потреблении ресурсов.
Но домашние станции и даже гаражные боксы, переделанные под майнинг-отели – сущая мелочь по сравнению с практически промышленными криптоцехами, которые правоохранители нашли сразу в нескольких районах Красноярского края. Речь идет об огромных площадях, занятых оборудованием для добычи крипты и приносящим своим владельцам деньги буквально из воздуха и украденной электроэнергии.
Одну из них оперативники обнаружили под Кодинском. Привлекли внимание правоохранителей майнеры как раз-таки междоусобными разборками. Воюющими сторонами в цифровой войне физическими методами стали вчерашние партнеры: видный кодинский предприниматель, владелец главного поставщик электричества в Кодинске фирмы «Лиард-Инвест» Роман Скрипальщиков и учредитель ООО «Песчанка энерго» Константин Скобников.
На деньги Скрипальщикова и по бизнес-проекту Скобникова на территории принадлежащей первому промышленной площадки действует крупная майнинговая ферма. До поры до времени Скрипальщикова удовлетворяли криптодоходы, пока он не начал подозревать партнера в нечестной игре и не начал выдавливать из бизнеса, затребовав через суд долги по аренде.
Скобников не оказался тихим технарем, а решил продемонстрировать, что шарит не только за биткойн, но и за вполне банальный криминальный движ. Чтобы отстоять свой стартап, он собрал вокруг себя группу крепких кодинских уголовников, назначив их безопасниками и даже юристами «Песчанки». В ноябре Скобников попытался инициировать рейдерский захват майнинговой фермы на территории «Лиард-Инвест». Его служба охраны тогда зашла на ферму с оружием наперевес, но конфликт между вчерашними партнерами оперативно пресекли полицейские.
Сейчас ко всем участникам криптобизнеса у сотрудников ОВД сейчас много вопросов, ведется проверка.
И это – только один из эпизодов криптолихорадки, вспышки которой правоохранители фиксируют в нескольких районах Красноярского края.