Похоже, Пермский край готовится к очередному отчуждению государственной собственности. Как передаёт корреспондент УтроNews, правительство Прикамья включило в прогнозный план приватизации на 2022-2024 годы ПКГУП «Автовокзал» – главную местную структуру по междугородним перевозкам пассажиров автобусным транспортом.
В качестве формы собственности выбрана ООО, и чиновники уверяют, что Пермский край сохранит за собой владение активом. Очень похоже на попытку «замылить глаза» общественности: всем ясно, что с подобной переменой формы собственности продать актив в частные руки впоследствии станет куда легче.
Во всей ситуации просматриваются интересы нынешнего спикера ЗакСобрания Пермского края Валерия Сухих – человека весьма богатого и могущественного. Недоброжелатели называют его бенефициаром регионального фармацевтического гиганта, ГК «Пермфармация». Об этом же пишет и пресса, причем не только пермская. Например, писало издание «Ура.ру».
Между тем, Валерий Сухих не является формальным собственником структуры, живущей, в основном, за счет крупных госконтрактов от краевых властей. А все эти госконтракты могут очень быстро закончиться с утерей власти, которая, как известно, тоже не вечна.
В этом смысле получить под свой контроль пермский автовокзал ближе к политической пенсии было бы для Сухих выгодным вариантом. Ведь немногие знают, что ПКГУП – это не просто здание рядом с Центральным колхозным рынком. Это 8 млн рублей уставного капитала и свыше 40 структурных подразделений в муниципалитетах края. Ранее обороты компании приближались к миллиарду рублей – чем не «кормушка»?
Не «халявщик», а концессионер
Впрочем, сейчас эта «кормушка» в неважном состоянии, получает убытки и требует модернизации. Этим вопросом, кажется, озадачено и правительство, и спикер прикамского ЗакСа. Выход уже найден – концессия.
ПКГУП управляет сетью автовокзалов, автостанций и билетных касс. Ранее их арендовала другая структура – ООО «Автовокзалы Прикамья». В этом году компания выступила с инициативой инвестировать средства в реконструкцию инфраструктуры ПКГУП. И уже летом краевой Минтранс подписал с ней концессионное соглашение на 20 лет.
По его условиям, за этот период структура вложит в реконструкцию 18 объектов, в том числе и здание самого автовокзала в Перми, 164,9 млн рублей. На время действия соглашения объекты будут переданы в управление инвестору, а сам ГУП сосредоточится исключительно на пассажирских перевозках.
Казалось бы, соглашение выгодное. Но именно ООО «Автовокзалы Прикамья» впоследствии может стать покупателем самого нынешнего ПКГУП – уже в виде ООО. И произойти это может как раз в интересах господина Сухих.
Такой вывод напрашивается сам собой, если посмотреть, кто владеет и управляет ООО «Автовокзалы Прикамья». С августа генеральным директором структуры стал известный в регионе человек Андрей Огибалов, бывший чиновник Администрации Пермского края из команды Валерия Сухих.
Ранее он был заместителем нынешнего спикера департамента социального развития, которое Сухих возглавлял при губернаторе Олеге Чиркунове. Уже тогда господин Сухих находился в ранге вице-губернатора, фактически, второго человека в регионе.
Сегодня же господин Огибалов не только руководитель, но и совладелец ООО «Автовокзалы Прикамья» через автобусного перевозчика ООО «Альянс». И настораживает то, что и вхождение «Альянса» в капитал структуры, и назначение Огибалова генеральным директором произошло только в августе 2021 года – то есть уже после того, как было подписано концессионное соглашение и было принято принципиальное решение о приватизации ГУПа
Новости по теме: ООО «Евротерминал»: банда уголовников мародерствует в Одесском порту
Напоминает ловкую «многоходовку», когда влиятельный чиновник может посадить своего человека на актив, который при его же властной каденции можно реализовать в собственность этого самого актива. Как говорится – простенько, и со вкусом. Классика жанра.
Но в этой бочке мёда для Валерия Александровича найдется и ложка дёгтя. И даже не ложка, а целый ковш. Дело в том, что трудившийся под началом Валерия Сухих Андрей Огибалов ранее был судим за мошенничество. В мае 2006 года суд признал его виновным в получении взятки от гендиректора ООО ПФГ «Пермуглеснаб» Николая Белых.
Как зампред департамента социального развития и член конкурсной комиссии Огибалов требовал выплатить ему 10% от суммы выигранного компанией контракта на поставку каменного угля стоимостью 12,1 млн руб. Ему назначили наказание в виде четырех лет, отбывать которые он должен был в колонии строгого режима. Об этом писал «Новый Компаньон».
По факту же особой «строгости» не вышло – Огибалов отбывал наказание в отряде хозобслуги Кудымкарского СИЗО, а вовсе не колонии строгого режима. Может быть, мыл полы и раздавал заключенным баланду (т.н. «баландёр»)? Мягко скажем, не самая почетная, зато сытая «должность» в тюремно-криминальной среде.
Возвращение Огибалова
Но это мелочи по сравнению с тем, что в сентябре 2009 года, всего через один год и три месяца Андрей Огибалов вышел на свободу по УДО. Ходили слухи, что помочь с условиями и быстрым выходом на свободу ему мог бывший начальник, Валерий Александрович Сухих.
И тут началось самое интересное: практически сразу же после выхода Огибалов был назначен замруководителя того самого ПКГУП «Автовокзал», объекты которого ныне будет реконструировать не чужое для него ООО «Автовокзалы Прикамья». А гендиректором тогда был Сергей Мешканцев – другой бывший заместитель господина Сухих.
Удивительная сказка с почти счастливым концом. Почти – потому что очень скоро к работе и Кудрявцева, и Огибалова, и всего ПКГУП «Автовокзал» возникли вопросы у правоохранителей. В отношении Сергея Кудрявцева было возбуждено уголовное дело – его заподозрили в особо крупном мошенничестве. По версии следствия, в августе 2009 года, будучи главным специалистом ГУП по правовым вопросам, Сергей Мешканцев убедил директора предприятия Сергея Бородулина заключить договор с ООО «АндАл-М» об оказании «Автовокзалу» транспортных услуг. Об этом пишет «Коммерсант».
При этом следствие считает, что фактически краевое учреждение в указанных услугах не нуждалось, поскольку имело собственный транспорт. Стоимость услуг он оценил в 120 тыс. руб. в месяц. Учредителем и директором ООО «АндАл-М» был Андрей Мешканцев, родственник Сергея.
Еще интересней то, что свидетелем по делу числился бывший министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев. То есть человек из команды самого Валерия Сухих, бывшего в ту пору главой правительства региона.
Как пишет «Новый Компаньон», силовикам удалось зафиксировать телефонные переговоры Мешканцева и Огибалова (на тот момент – его зама), где последний якобы пообещал «не сдавать его».
Кроме того, на сайте Пермского УФАС до сих пор сохранилась перепечатка старой статьи уже несуществующего в Перми СМИ «Пермский обозреватель», где по результатам журналистского расследования авторы утверждали, якобы реально предприятием руководил именно Огибалов. Значит, это он должен был быть фигурантом уголовного дела? К слову, сам материал до сих пор висит на старом сайте почившего издания.
Еще интересней звучит выписка из обвинительного заключения в адрес господина Мешканцева. Цитируем по «Новому Компаньону»:
«Мешканцев С. А. и Огибалов А. Н., будучи знакомы с методами работы правоохранительных органов, поскольку первый являлся следователем и адвокатом, а второй судим за совершение должностного преступления, предпринимают меры по сокрытию своей противоправной деятельности, в т. ч. указанные лица общаются с одноразовых телефонных номеров и трубок, постоянно их меняют, в ходе телефонных переговоров стараются не обсуждать обстоятельства своей противоправной деятельности».
И, казалось бы, вскоре из свидетелей в разряд обвиняемых могли перевести и самого Огибалова. Но не тут-то было. Судя по всему, дело могли искусственно затянуть, и в 2014 году у преступления, которое инкриминировали родственникам Мешканцевым, вышел срок. В результате никто из чиновников, как говорится, не пострадал. Ну чем не сказка?
«Прорубь» для пермяков
И вот, теперь ранее судимый Огибалов превратился в почетного пермского концессионера, а его бывший шеф Валерий Сухих наверняка лишь поддерживает идею о приватизации ПГУПа. В это же время ГК «Пермфармация», в составе руководителей и собственников которой, кстати, также светились его бывшие коллеги, продолжает получать огромные госконтракты.
К слову, «Пермфармация» в свое время тоже принадлежала тогда еще Пермской области. И была приватизирована примерно по той же схеме, которую ныне, судя по всему, готовят для пермского автовокзала.
Что же касается конкретно личности Сухих, то более скандального чиновника в Пермском крае – при всех посадках и уголовных делах других радетелей за счастье народное, найти сложно.
Один из самых крупных скандалов произошел в 2016 году, когда общественности представили аудиозапись, на которой человек с голосом, похожим на голос Валерия Сухих, некрасиво отзывается о пермяках и Пермском крае в целом.
На плёнке той человек ёмко и красноречиво описывает своё отношение к Перми, Пермскому краю и проживающим в нём людям. Да и всей стране. «Я не люблю Пермь!.. Я неоднозначно отношусь к России!», – откровенничает якобы Валерий Александрович. Кроме того, человек на записи сравнил пермяков ни с чем иным, как с болтающимися в проруби экскрементами. Разумеется, Сухих опровергал, что может иметь отношение к этой аудиозаписи.
Похоже, что нынешняя «операция» по ПГКУПу могла бы стать подтверждением подобных взглядов, если бы голос действительно принадлежал спикеру. Ведь ситуация лежит почти на поверхности.
Между тем, автор этих строк не раз имел удовольствие общаться с пермяками и другими жителями Прикамья. Прекрасные и трудолюбивые люди, которые, почему-то, раз за разом позволяют политикам и чиновникам обращаться с собой, как с той субстанцией, которую упомянул человек на аудиозаписи. Может, хватит уже?