29 сентября Шестой апелляционный административный суд оставил в силе решение Окружного админсуда Киева от 24 июня этого года, которым было зафиксировано одно из самых резонансных поражений группы «Нафтогаз».
Речь идет о противостоянии одной из ведущих структур этой группы – ПАО «Укргаздобыча» с Кабинетом министров. Газодобывающая компания не согласилась с правительственным распоряжением №507-р от 5 июля 2019 г. «Об определении победителей конкурсов на заключение соглашений о распределении углеводородов».
В этом документе речь идет о признании победителей по 9 разрозненным месторождениям нефти и газа. В 4-х из них первое место было отдано «Укргаздобыче», что компанию вполне устраивает. Поэтому протест против распоряжения №507-р ПАО выражает локально: этот документ ее не удовлетворяет только в части признания оператором Варвинской газовой площади, которая занимает 3,5 тыс кв км в Черниговской области, американской компании Ukraine Energy.
Что не так с этим эпизодом? Отчасти ответом на этот вопрос является претензия «Укргаздобычи» на этот участок.
Новости по теме: Илон Маск за день потерял $14 миллиардов и вылетел из пятерки самых богатых людей мира
Свое внимание на эту территорию ПАО обратило еще весной 2019 г., когда официально зарегистрировалось для участия сразу в нескольких конкурсах, на которых разыгрывалась возможность разработки месторождений на условиях Соглашений о распределении продукции (СРП), включая, собственно, и Варвинскую площадь.
Но по итогам рассмотрения предложений заявителей, Межведомственная комиссия по организации подписания и выполнения СРП признала права на разработку Варвинского участка за упомянутой структурой из США Ukraine Energy LLC.
Реакция команды Андрея Коболева была прогнозируемо болезненной по нескольким причинам. Во-первых, из-за очень незначительного разрыва в баллах: конкурсное предложение «Укргаздобычи» было оценено в 169 единиц, а Ukraine Energy в 184. Во-вторых, у украинской госкомпании возникал резонный вопрос: а кто, собственно, такая компания Ukraine Energy чтобы ей проигрывать?
Майкл Блейзер
И действительно. За этой американской структурой стоят Aspect Holdings и Sigma Bleyzer Investment Group американских миллионеров соответственно Алекса Кранберга, а также Майкла и Льва Блейзеров. Никто из них толком влияния в Украине не имеет, поэтому чего ее, Ukraine Energy, бояться?
Но такой подход получил свое обоснование относительно недавно. Дело в том, что главной точкой опоры оппонентов «Укргаздобычи» в Киеве был министр энергетики США Рик Перри – давний соратник Майкла и Льва Блейзеров.
Но все изменилось в конце прошлого года. 2 декабря 2019-го Перри ушел в отставку, а уже через две недели после этого (и аж через полгода после проведения самого конкурса по Варвинской площади) «Укргаздобыча» пошла с открытым забралом на американцев.
Такая логика действий говорит сразу о нескольких важных вещах.
Во-первых, она прикладным путем доказывает, что безапелляционная поддержка Коболева западным миром – это миф. Во-вторых, она же свидетельствует о том, что борьба за украинские углеводороды – это не конкурентное соревнование компаний, а противостояние административных ресурсов.
При этом за последние полгода выяснилось, что никакой административной поддержки у «Нафтогаза» в Киеве нет. Об этом наглядно говорят юридические скитания «Укргаздобычи». 24 июня 2020 г. в удовлетворении ее иска отказал Окружной административный суд Киева, а сейчас – апелляционный.
Новости по теме: Банки не хотят одалживать правительству деньги и повышают курс доллара
По данным источников редакции, «Укргаздобыча» уже готовится к подаче кассации. Но этот шаг скорее стоит воспринимать как попытку по сохранению лица. Ведь фактически речь идет об N-ном поражении «Нафтогаза» в борьбе за углеводороды. Как сообщал «ОЛИГАРХ», летом этого года госкомпания проиграла схватку за морскую разработку месторождений углеводородов. А совсем недавно потерпела фиаско в схватке за сухопутные месторождения, в которые НАКом в прежние годы были вложены сотни миллионов гривен.