Жители Улан-Удэ вдыхают пыль от несанкционированных золотоотвалов

Жители Улан-Удэ вдыхают пыль от несанкционированных золотоотвалов
Жители Улан-Удэ вдыхают пыль от несанкционированных золотоотвалов
Золоотвалы в Улан-Удэ, которые ТГК-14 называет «рекультивированными», на самом деле представляют собой километры опасных песков рядом с жилыми домами.

Журналисты отправились на один из таких объектов вместе с экологом и сопредседателем штаба ОНФ в Бурятии Евгением Кисловым, чтобы убедиться лично, насколько безответственно энергетики подошли к утилизации производственных отходов.

Золоотвал расположен в районе посёлка Восточный (спутниковое фото сделано 5 апреля 2025 года)

На подъезде к золоотвалу – пыль и кучи строительного мусора вперемешку с зольными выбросами. Где-то тут, среди холмов шлака и песка, по словам Евгения Кислова, ещё недавно брали глину для кирпичей.

Сейчас на этом месте образовалась настоящая свалка с видом на жилые дома и отсутствие даже формальных признаков рекультивации, о которой заявляет ТГК-14.

«Это не рекультивация, а имитация. Вместо того чтобы заровнять и перекрыть слои, они их нарастили. Песок сверху сыпят, но он сползает, оголяется шлак – всё летит в сторону жилых районов», – признаётся эксперт.

Мы с Кисловым стоим у одного из тех самых золоотвалов, которые образовались в Улан-Удэ после выработки угля на ТЭЦ. Территория ничем не огорожена, дети могут сюда попасть без труда, техника курсирует без всяких обозначений.

Под ногами валяются просыпавшиеся фрагменты зольных пород, в некоторых местах ещё тлеющие. Это физический этап рекультивации, как его называют в энергетических компаниях. А вот биологического – с травой, плодородным слоем и герметизацией попросту нет.

Кислов вспоминает, как на другом золотоотвале ребёнок получил ожоги, когда забежал на только что засыпанный горячий шлак. Его кроссовки расплавились прямо на ногах. Прошло почти десять лет, но подход энергетиков не изменился. Более того, по словам учёного, в городе нет даже специализированного полигона для промышленных отходов, их сваливают туда, где получится договориться.

«Ближе к центру города есть другой карьер, куда завод вывозил отходы. Там прямо через дорогу жилые дома. Люди сушат бельё, растят овощи, а зола скапливается на подоконниках и в дыхательных путях», – рассказывает Евгений Владимирович.

С жалобами на проблемы с дыханием, головной болью, повышенной концентрацией пыли на участке к экологам и общественникам ОНФ обращаются регулярно. В левобережных районах Улан-Удэ, в районе аэропорта, золоотвалы находятся буквально в 50 метрах от жилых улиц. Местные рассказывают, что по утрам на улицу не выйти – всё в золе. А при ветре облако накрывает целые кварталы.

В ответ на обращения власти кивают на собственников и сетуют на сложность процедур. Ответственны за контроль Росприроднадзор и Роспотребнадзор. Но проверки, к сожалению, системными не стали.

При этом золу можно было бы использовать повторно: в производстве кирпичей, бетона, асфальта. Технологии есть, подтверждает Кислов, даже в научных институтах Улан-Удэ. Промышленные компании, включая ТГК-14, как-то пытались наладить передачу сырья, но это быстро сошло на нет. Сейчас компании проще ссыпать, засыпать и забыть.

Эколог показывал слоистые отложения смещающих пород, обожжённые фрагменты угольной массы, альваролит – осадочную породу из недр угольного пласта, силикатные гранулы, которые можно было бы пустить на производство кирпичей, но их просто выбросили. Всё это лежит на открытом воздухе, осыпается с откосов и с ветром уходит в сторону жилых кварталов.

«Если оставить всё как есть, мы получим постоянное загрязнение воздуха и почвы. Угольная зола впитывает тяжёлые металлы, такие как уран и торий. Она разносится по огородам, попадает в воду», – подытожил Евгений Кислов.

Многие улан-удэнцы живут в шаге от золоотвалов и даже не догадываются, что дышат опасными выбросами. Сколько ещё будет продолжаться эта выгодная для энергетиков рекультивация – вопрос к ТГК-14, муниципалитету и надзорным органам.

babr24.com


Распечатать
23 июля 2025 В Новочеркасске начались пожары вследствие падения сбитых беспилотников
23 июля 2025 Президент Франции Эммануэль Макрон обратился с иском против американской активистки
23 июля 2025 Вода не убывает: жители Подмосковья вынуждены искать убежище на верхних этажах
23 июля 2025 Следственный комитет задержал редактора информационного агентства URA.RU в Екатеринбурге
23 июля 2025 Пожар в квартире-общежитии в Москве мог случиться из-за подзарядки самоката
23 июля 2025 Швейцария заблокировала более 100 миллионов долларов, принадлежащих гендиректору АО «ДИМ» Алексею Крапивину
23 июля 2025 США, Израиль и Сирия проведут трехсторонние переговоры по кризису в Эс-Сувейде
23 июля 2025 Россия приступила к фактической национализации «Евраза» посредством судебного процесса
23 июля 2025 Закон против антикоррупционных органов в Украине был принят под давлением, — The Economist
23 июля 2025 Кладбищенская мафия: братья Артём и Сетрак Джансюзян наладили поток смертей в Ростовской области
23 июля 2025 Коммунальная авария привела к сбою в функционировании аэропорта Домодедово
23 июля 2025 Военные Турции представили новую гиперзвуковую ракету
23 июля 2025 Российский солдат не имеет возможности уйти с передовой после перенесенного инфаркта
23 июля 2025 Казахстанские власти не реагируют на запросы о проверках деятельности компаний Тимура Турлова
23 июля 2025 В Петербурге городские службы переходят на «государственный мессенджер» MAX
23 июля 2025 Президент Индонезии перевёз уличного кота во дворец и сделал его официальным представителем страны
23 июля 2025 Следствие планирует задержать главного редактора «Базы» после 14 часов незаконного содержания
23 июля 2025 Президент Индонезии перевёз уличного кота в дворец и сделал его официальным представителем страны
23 июля 2025 Антикоррупционные институты Украины теряют независимость с началом действия нового закона
23 июля 2025 В Турции продолжаются лесные пожары: спасатели привлекают авиацию