На фоне беспрецедентного повышения взносов главный оппонент главы региона, бывший депутат Законодательного Собрания Илья Лисняк, выступил с серией расследований, посвящённых расходованию этих средств. Спойлер: ситуация крайне неблагоприятная.
Деньги есть, ремонта нет
Первые признаки бедствия проявились ещё в марте 2022 года, когда пермский министр ЖКХ Артём Балахнин отчитывался перед депутатами о результатах своей деятельности. Тогда выяснилось, что за 2021 год выполнение программы капремонта составило всего 1.04% (из 597 запланированных домов было отремонтировано лишь 6). В июне поступили не менее тревожные новости: за первые пять месяцев 2022 года программа была выполнена лишь на 2.78%. Бездействие директора фонда Владимира Хлебникова привело к закономерной реакции прокуратуры, которая обрушила на фонд серию судебных исков и вынудила ремонтировать несколько десятков самых проблемных домов.
По сей день ситуация кардинально не изменилась: по итогам 2023 года Фонд капитального ремонта Пермского края занял последнее место в стране, показав выполнение программы лишь на 3.7%.
Тем временем, на счетах фонда без дела лежали многие миллиарды рублей, и руководство ФКР не нашло ничего лучше, как разместить эти средства на банковских депозитах. Например, в 2022 году средства размещались, по сведениям Лисняка, под 5.75% годовых. Это вызвало резкое возмущение депутатов, ведь ключевая ставка ЦБ в тот момент достигала 20% годовых. Могла ли часть этой существенной разницы доставаться ответственным лицам в виде откатов или льготных кредитов для аффилированных подрядных организаций? Лисняк утверждает, что доставалась.
Переносим сроки на… полвека
Проблему неисполнения региональной программы капремонта пермские чиновники решили весьма нетривиальным способом. Губернатор Махонин подписал постановление и утвердил новую программу, в которой… перенёс сроки капитального ремонта аж до 2074 года, растянув программу на 50 лет. Пермские ТСЖ подали судебные иски, добились признания этой программы частично недействующей – и получили возможность перенести сроки капитального ремонта на более ранний срок.
Качество и сроки выполнения капитального ремонта тоже порождают немало вопросов. В двух расследованиях Лисняка упоминается несколько десятков примеров домов, на которых работы просрочены на годы, а некомпетентность исполнителей привела к коммунальным катастрофам и массовым затоплениям.
Конкуренции конец, друг-подрядчик – молодец
Беспокойство вызывает и ситуация с распределением контрактов на капитальный ремонт. За последние годы было предпринято немало существенных мер, чтобы ограничить (а фактически уничтожить) конкуренцию в этой сфере. Первым делом фонд полностью отменил авансирование, а также зачастую перестал согласовывать изменения в проектно-сметную документацию (а ведь очень часто после вскрытия крыши выявлялись сюрпризы, и такие изменения были необходимы).
Интерес строительных организаций к участию в аукционах упал почти до нуля. Затем подрядчики стали массово жаловаться на затягивания сроков приёмки работ: под любыми предлогами пермский ФКР не подписывал акты и не выплачивал подрядчикам средства, и до оплаты доходило лишь спустя полгода и более, когда незавидную маржинальность съедала инфляция. В результате число заявок на аукционы по капремонту, проводимые фондом, стало обозначаться цифрой 0.
Когда заявок на аукционе нет, директор фонда вправе вынести распоряжение и заключить прямой договор с любым подрядчиком. Причём контракт заключается по максимальной цене, можно выдать аванс, в ЕИС «Госзакупки» ничего публиковать не надо, а механизмы публичного контроля в этом случае отсутствуют. Именно таким способом подряды стали получать, как полагает Лисняк, близкие к руководству фонда организации. В публикации Лисняка перечислено 10 юридических лиц, по его мнению, имеющих близкое отношение к директору фонда Владимиру Хлебникову, его заместителю Константину Савину, бывшему главному инженеру Константину Горячих и даже краевому вице-премьеру Андрею Кокореву.
На показательных примерах видно, что эти организации получают деньги на второй-третий день после выставления счёта, а срыв сроков выполнения работ заказчик в лице фонда, похоже, игнорирует.
А Васька слушает, да ест
Количество претензий надзорных органов к работе пермского фонда капремонта зашкаливает:
–Бездействие в вопросах начисления пени и штрафов за просроки в выполнении работ (прямой ущерб может составить сотни миллионов);
–Нежелание подавать заявления о включении проштрафившихся организаций в реестр недобросовестных поставщиков;
–Вероятно ненадлежащая приёмка работ и подписание итоговых актов в отсутствие КС-2 и КС-3;
–Приёмка и оплата возможно невыполненных работ;
–Не исключено воспрепятствование проверкам и систематическое неисполнение предписаний;
–Возможное ограничение конкуренции, нарушение порядка размещения сведений в ЕИС Госзакупок;
–Сомнительное и массовое увеличение стоимости договоров с конкретными подрядными организациями.
Все эти пункты должны быть отражены в результатах проверок региональной Контрольно-счётной палаты, Управления Федерального Казначейства по Пермскому краю, пермского УФАС, краевого Минфина, пермской инспекции Госжилнадзора и прокуратуры (их копии имеются в распоряжении редакции).
Но к увольнению и уголовным делам это не приводит. Лисняк предполагает, что всё дело в родственных связях Хлебникова: он является не только сыном влиятельного бывшего замглавы Перми Владимира Хлебникова, но и родным племянником генерала ФСО Сергея Хлебникова, почти два десятилетия занимавшего должность коменданта Кремля (замдиректора ФСО России). А ныне трудящегося в должности министра региональной безопасности и противодействия коррупции в Правительстве Москвы.
Пока общественники и экс-депутаты добиваются кадровых решений в отношении руководства ФКР Пермского края, число аварийных домов в Пермском крае каждый год продолжает расти. Не успев вовремя провести капитальный ремонт, власти вынуждены расселять их за счёт бюджета – то есть, ситуация бьёт по карману каждого налогоплательщика.