Израиль до 18 марта длительное время занимал первое место среди стран по доле вакцинированного населения. На успех и внутри страны, и извне реагируют по-разному: Израиль называют испытательным полигоном, программу борьбы с коронавирусом — предвыборной кампанией, в обществе растут опасения из-за возможной дискриминации непривитых и отказа ультраортодоксального населения от вакцинации. Как стране, пережившей три локдауна, удалось стать лидером по вакцинации? Рассказывает издание Forbes.
Израиль тяжело переживал пандемию: власти трижды вводили локдауны, чтобы сдержать вирус. Впервые жесткие ограничения ввели в марте и сняли в конце мая, после чего прирост новых зараженных снова стал увеличиваться. Страну постепенно накрывала вторая волна, в результате чего в середине сентября Израиль первым из развитых стран повторно объявил локдаун: жителям запретили отходить от дома дальше, чем на 500 м, а школы, спортивные клубы, рестораны и торговые центры закрылись. В третий раз локдаун ввели уже после начала массовой вакцинации — в конце декабря. Изначально планировалось, что такой режим будет действовать две недели, но в результате ограничения начали постепенно отменять только в конце февраля этого года.
По данным Университета Джонса Хопкинса на 18 марта, с начала пандемии в Израиле зарегистрировано 825 420 случаев заражения коронавирусом, 6069 человек умерли, 797 106 пациентов вылечились.
В январе власти страны приняли решение внедрить в стране «зеленые паспорта» для тех, кто сделал прививку или уже выздоровел. Эти документы представляют собой разрешение на посещение мест, в которые не попасть без пропуска: спортивные залы, бассейны, рестораны и кафе, театры и кинотеатры, выставки и другие. «Зеленый паспорт» выдается спустя неделю после получения второй дозы вакцины и действует шесть месяцев. Эти паспорта называют дополнительным стимулом для вакцинации, который придумали власти, чтобы их усилия по организации кампании и непростые переговоры с фармпроизводителями не прошли даром.
Испытательный полигон
Власти Израиля были очень настойчивы в переговорах с Pfizer, рассказал гендиректор компании Альберт Бурла. По его словам, премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху звонил ему 30 раз, причем, иногда посреди ночи. Политик постоянно просил что-то уточнить: можно ли провести вакцинацию в школах или какие данные есть у компании о вакцинации беременных. «Премьер-министр, сейчас три часа утра», — как-то ответил ему Бурла, но Нетаньяху все равно продолжил расспросы. Другие СМИ пишут, что это число преувеличено, и звонков было всего 17.
Нетаньяху вместе c министром здравоохранения Йоэлем Эдельштейном пообещали организовать одну из самых быстрых кампаний по вакцинации в мире и поделиться данными о ее влиянии на пандемию, при условии, что поставки будут бесперебойными и масштабными. Таким образом власти Израиля получили возможность быстро развернуть масштабную вакцинацию, а Pfizer обзавелась огромным испытательным полигоном с миллионами участников. «Без этого ни одна компания не стала бы даже смотреть в нашем направлении — они бы искали рынки в сотни раз больше», — пояснил Нетаньяху. Обеспечить скорость в борьбе с коронавирусом властям помогала армия: специально созданный штаб отвечал за тестирование, надзор за карантином и вакцинацию.
Новости по теме: Starship не полетел: Маск назвал причину и анонсировал новую попытку
Израиль подошел Pfizer в качестве пилотной страны для вакцинации еще и потому, что это государство с относительно небольшим населением (9,3 млн человек) и развитой системой здравоохранения с высокой степенью цифровизации данных — электронными медицинскими картами здесь пользуются 99% населения, отмечает Bloomberg.
Израильские СМИ сообщали, что еще одним фактором, подтолкнувшим Pfizer заключить договор о бесперебойных поставках вакцины с Израилем, стала цена, которую страна оказалась готова заплатить за препарат. Местные издания писали, что Израиль был готов серьезно переплатить. Так, в январе Jerusalem Post со ссылкой на телеканал KAN писал, что Израиль платит за вакцинацию одного человека около $47. Bloomberg в свою очередь сообщал о цене в $30 за одну дозу, что вдвое больше, чем платит за вакцину США. В ноябре Reuters сообщал, что Евросоюз договорился платить за одну дозу вакцины Pfizer $18,34, а значит, цена двух доз, необходимых для одного человека, составит $36,68.
Нетаньяху, в свою очередь, отказался обсуждать стоимость вакцины и заявления о том, что Израиль переплатил за бесперебойные поставки, объяснив это тем, что правительство связано соглашениями о конфиденциальности с производителями вакцин. «Это инвестиция, позволяющая избежать даже одного дня изоляции в будущем», — заявил премьер.
Министр здравоохранения не стал опровергать данные СМИ. «Предположительно, мы заплатили больше, чем ЕС, но мы заплатили в соответствии с рыночной стоимостью. Когда европейцы вели переговоры о сделке на полмиллиарда доз, мы вели переговоры о нескольких миллионах доз», — сказал Эдельштейн.
Прививка перед выборами
Заключив сделку с Pfizer, Нетаньяху пообещал, что это соглашение позволит всем жителям старше 16 лет сделать прививку к концу марта. 10 января премьер лично встретил самолет с 700 000 доз вакцин, а 15 января Pfizer сообщил другим странам, что сократит поставки: компания решила модернизировать завод в Бельгии, чтобы расширить производство. При этом Pfizer заявил, что соглашение с Израилем не повлияло на поставки в другие страны. Однако страны Евросоюза на фоне срыва поставок задумались о судебных исках и ограничительных мерах для производителей. В отличие от Израиля, ЕС не смог эффективно организовать массовую вакцинацию.
Израиль начал разворачивать программу вакцинации 20 декабря. В первую очередь прививки стали делать жителям страны старше 60 лет, так как они находились в зоне риска, а также всем, у кого есть заболевания, которые могут осложнить ход болезни, рассказал The Wall Street Journal координатор национальной программы по борьбе с COVID-19 Нахман Аш. После к вакцинации допустили людей старше 50 лет, а вслед за ними — детей в возрасте от 16 до 18 лет, чтобы успеть сделать им прививки перед возвращением в школу. Дети младше 16 лет не были допущены к вакцинации, потому что американский регулятор, правил которого придерживается Израиль, не одобрил препарат Pfizer для этой возрастной группы.
К концу января первую дозу вакцины получили больше чем 2,6 млн граждан Израиля, а вторую — чуть более 1,1 млн. Позже сделать прививку могли почти все желающие. По словам Аша, страна приблизится к формированию коллективного иммунитета, когда прививки сделает 80% населения Израиля. Но ранее глава Службы общественного здравоохранения Шарон Алрой-Прейс отметил, что достижение коллективного иммунитета невозможно, пока в стране есть 2,5 млн детей, которых нельзя вакцинировать.
По состоянию на 17 марта, 47,39% населения Израиля получили обе дозы прививки, а 55,41% — первую. Среди населения старше 50 лет к 12 марта полностью были привиты 86%, пишет WSJ. Если исключить из общего числа тех, кому нельзя делать прививки — детей и 738 000 человек, которые уже переболели, — то показатель полной вакцинации населения страны старше 16 лет превысит 80%, пишет газета со ссылкой на данные пресс-службы Аша. По данным трекера Bloomberg, количество введенных доз вакцины на 100 человек в Израиле превышает 105. Для сравнения в России этот показатель составляет 5,8, в Германии — 11,8, в Великобритании — 40. Трекер FT также показывает, что Израиль лидирует по числу введеных доз на 100 жителей, следом за ним идут ОАЭ (68,3) и Великобритания.
Однако, несмотря на общий успех кампании по вакцинации, в стране остаются и те, кто не собирается делать прививку. Власти явно дали понять, что, предоставляя привилегии сделавшим прививку, хотят стимулировать процесс вакцинации в стране, пишет Reuters. Некоторые правозащитники и работодатели обеспокоены тем, что парламент не принял никаких новых законов, которые регулировали бы возвращение сотрудников в офисы и защищали непривитых. В связи с этим работодателям приходится создавать собственные правила.
Новости по теме: Facebook завтра отменит запрет на политическую рекламу в США
Так, они задумались о том, чтобы запретить непривитым сотрудникам приезжать в офис, но профсоюзы опасаются, что в конечном итоге такие работники могут лишиться работы. Подразделение компании Intel Mobileye в Иерусалиме, например, введет этот запрет с 4 апреля. Если же непривитому сотруднику нужно будет явиться в офис, он должен будет предоставить отрицательный тест на коронавирус, сделанный не раньше, чем за 48 часов. По оценкам компании, около 10% из 1500 сотрудников не будут делать прививку, пишет Reuters.
О таком же проценте отказа от прививок среди населения старше 16 лет в целом по стране Reuters сообщили несколько чиновников: по их подсчетам, речь идет примерно о 650 000 жителей Израиля.
Среди тех, кто отказывается от вакцины, большое количество ультраортодоксальных евреев, которые больше всего пострадали от коронавируса, отмечает The New York Times. С начала пандемии часть ультраортодоксальной общины противилась мерам, которые власти предпринимали борьбы с вирусом, предпочитая следовать решениям собственных лидеров. При этом некоторые из них советовали носить маски, делать прививки и закрывать учреждения во время локдауна. Но часть раввинов не стала давать таких рекомендаций, в результате некоторые верующие продолжали проводить массовые свадьбы и похороны, а также занятия в школах и мероприятия в синагогах, даже когда страна уходила на карантин. Особо радикальные группы открыто выступили против ограничений и устроили столкновения с полицией. После нескольких подобных противостояний были арестованы несколько человек.
К середине марта ситуация с заболеваемостью среди ультраортодоксального населения улучшилась, как и процент тех, кто сделал прививки от COVID-19, пишет Reuters. Уровень инфицирования среди этой части жителей резко упал ниже среднего по стране впервые с начала пандемии. Это произошло в связи с тем, что раввины одобрили вакцину, вынесли вердикт, что она безопасна и эффективна и рекомендовали делать прививки. Местные СМИ сообщали, что этому поспособствовало и то, что Нетаньяху обратился к лидерам ортодоксальных общин и попросил их повлиять на ситуацию.
Эффективность кампании по вакцинации укрепила политическое положение Нетаньяху на фоне предстоящих парламентских выборов, которые состоятся 23 марта и станут четвертыми за два года, пишет FT. Однако Reuters отмечает недовольство жителей тем, как часть ортодоксального населения нарушает ограничения: например, местные СМИ рассказывали о массовых похоронах, на которые на улице собрались тысячи человек. По данным агентства, считается, что Нетаньяху игнорирует эти нарушения ультраортодоксов по политическим причинам. О том же пишет и NYT: газета отмечает, что премьер не хочет портить отношения с такой большой частью своего электората.
Вакцинная дипломатия
В январе министр здравоохранения говорил, что пока неясно, что Израиль будет делать с вакцинами, которые останутся невостребованными. «Мы хотим быть уверены, что у нас есть достаточно препарата для нас самих. Если его будет достаточно, мы посмотрим, что мы можем сделать для наших ближайших соседей — тот факт, что палестинцы сейчас в плохом состоянии, не в интересах Израиля», — говорил министр.
Однако в феврале Нетаньяху заявил, что неизрасходованные дозы препарата Moderna он намерен использовать для «вакцинной дипломатии» и отправить в 19 государств. «Я думаю, что это способствует укреплению репутации. Я думаю, что это разумное решение взамен многих дивидендов, которые мы уже получили, в различных областях, о которых я не буду подробно рассказывать», — сообщил тогда премьер.
О получении вакцин от Израиля сообщили власти Гондураса и Чехии, а министр иностранных дел Палестины Рияд аль-Малики назвал действия Нетаньяху «политическим шантажом и аморальным актом», обвинив Израиль в игнорировании обязанностей оккупирующей державы из-за того, что страна не включила палестинцев в свою программу вакцинации. Израиль в свою очередь заявил, что, в соответствии с соглашением, за вакцинацию людей в секторе Газа и некоторых частях Западного берега реки Иордан, где действует ограниченное самоуправление, отвечает Палестина.
В итоге Палестина запустила ограниченную программу вакцинации, имея в распоряжении около 32 000 доз вакцины и ожидая поставок препарата от глобальной инициативы COVAX, которая создана для справедливого распределения вакцин между странами мира. Позже Палестине стали помогать другие страны, а 8 марта МИД Израиля сообщил, что страна начала вакцинацию палестинских рабочих, которая продлится две недели.
По данным Всемирного банка на конец февраля, на палестинских территориях был один из самых низких показателей тестирования на COVID-19 на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Из тех, кто сдавал тесты, положительный результат на Западном берегу Иордана получили более 21%, а в секторе Газа — 29%. Это указывает на неконтролируемое распространение пандемии, поясняет Всемирный банк.
Уже через неделю после того, как премьер Израиля объявил о планах вакцинной дипломатии, программу свернули в ходе юридической проверки, которую инициировал генпрокурор Израиля Авихай Мандельблит, сообщил министр обороны страны Бенни Ганц. «Тот факт, что Нетаньяху торгует вакцинами, которые оплачивают израильские налогоплательщики, без обсуждения и отчетности, демонстрирует, что он управляет королевством, а не страной», — заявил Ганц.
На фоне успешной кампании по вакцинации Израиль постепенно отменяет ограничения, которые вводил в декабре: с 7 марта власти объявили третий этап выхода с карантина, а с 16 марта разрешили возобновить авиасообщение по всем направлениям, которое прерывалось в январе. Условием для возобновления полетов станет квота на прилет в Израиль до 3000 пассажиров в день.
Марина Дульнева, опубликовано в издании Forbes